Обучение иностранным языкам — занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, особенно английскому языку, принадлежит игровой деятельности. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества, такие как трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде, а также сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Игры можно организовать индивидуальные, парные или групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка. Можно использовать различные наглядные пособия, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото.
Игра помогает учителю создать такие языковые условия, которые способствуют естественному общению учащихся. При выборе игровой ситуации необходимо принимать во внимание возраст детей, их психоэмоциональные особенности, уровень владения языком и, конечно, интересы учащихся. При этом учитель должен чётко представлять себе задачи, которые решает игровой метод обучения, его методическую цель. При таких условиях учебно-речевая игровая ситуация помогает ученикам получать знания, формировать необходимые речевые умения и навыки.
Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи. Учащиеся 5–7 классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться — прекрасные мотивы для изучения языков.
Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.
Игра — это активный способ достичь многих образовательных целей:
- закрепить пройденный материал;
- подстегнуть учеников активно работать на уроке;
- дать возможность расслабиться;
- снять скованность;
- повысить внимание, улучшить восприятие;
- сделать процесс обучения весёлым, усилить мотивацию к обучению.
Можно выделить две основные группы игр:
- языковые (фонетические, лексические, грамматические);
- речевые (аудирование, чтение и письмо).
Цель игровых приемов из первой группы - закрепление грамматического материала, повторение новых слов и отработка произношения.
Игры второй группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала.
В этой статье я хотела бы поделиться опытом использования игровой деятельности для закрепления пройденного материала на уроках английского языка в 5 классе. УМК Rainbow English О.В.Афанасьевой для 5 класса состоит из 6 разделов, в каждом из которых предусмотрена контрольная работа для проверки качества знаний учащихся. Пройденного материала перед каждым тестированием накапливается очень много и учащиеся испытывают определённые трудности. Для того чтобы ученики лучше усвоили весь пройденный материал я всегда провожу игру в качестве подготовки к контрольной работе. Каждая контрольная работа, как правило, состоит из 5 заданий: Аудирование, Чтение, Лексика и грамматика, Письмо и Говорение по определённой теме. По данному УМК в 5 классе это: «Каникулы», «Семья», «Здоровый образ жизни», «Проведение досуга и любимые занятия», «Путешествие и родной город», «Россия». Каждый раздел включает в себя определённый лексический и грамматический материал по теме, а также речевые клише, монологическое и диалогическое общение, словообразование и т.д.
Игра проводится поэтапно в течение всего урока для 3-4 команд. Команды из 5-6 учащихся получают задания, которые соответствуют пройденной теме и этапам контрольной работы.
1. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.
Задачи:
- научить учащихся понимать смысл высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развивать слуховую память учащихся.
Например, учитель читает текст в нормальном темпе, команды слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.
2. Игры, направленные на развитие навыков чтения и работы с текстом.
Задачи:
- быстро сканировать текст, не вдаваясь в подробности;
- умение отличать важное от второстепенного;
- знать синонимы и антонимы;
- научиться догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- находить нужную информацию в нужном параграфе.
Учитель может сделать викторину по тексту, можно дать задание командам сократить или расширить текст до определённого объёма, не меняя при этом смысла, найти синонимы или антонимы в тексте к определённым словам, а также заполнить таблицу основной информацией.
3. Игры, направленные на развитие лексических и грамматических навыков.
Задачи:
- тренировать учащихся в употреблении лексики и грамматики по изученной теме в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Учитель может подготовить кроссворд с использованием активной лексики или учитель называет слово по пройденной теме, а команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово и т. д. или учитель называет порядковое или количественное числительное, а команды должны назвать предыдущее\последующее число. Можно также активизировать в речи общие вопросы. Учитель загадывает действие или рисует план комнаты\дома, а каждая из команд задаёт ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?
4. Игры, направленные на развитие навыков письменной речи.
Задачи:
- тренировать графические и речемыслительные навыки учащихся;
- увеличить словарный запас;
- научить формулировать мысль в соответствии с заданием.
Например, можно составлять слова из заданных букв, расшифровать слова, в которых переставлены местами буквы, расставлять слова предложения по порядку или расположить части текста в соответствии с картинками (и наоборот).
5. Игры, направленные на развитие навыков устной речи.
Задачи:
- создать психологическую готовность к речевому общению;
- обеспечить многократное повторение языкового материала;
- тренировать у учащихся выбор нужного речевого варианта, что готовит к ситуативной спонтанности.
Учитель может написать слова по теме (профессии, школьные предметы, названия месяцев …) и просит учащихся объяснить: A cook… is a person, who makes food. March … is the third month of a year. Можно также предложить командам составить рассказ по картинкам или описать внешность\одежду человека на картинке.
Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц и грамматических правил и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.
Играя со своими учениками, я придерживаюсь следующих правил:
- простота объяснения (правила игры должны быть просты, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру);
- отсутствие дорогих и сложных материалов для игры;
- универсальность (я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников).