Виды, формы и содержание деятельности учителя английского языка в условиях реализации Примерной программы воспитания

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из ожидаемых результатов реализации программы должно быть приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:

  • формирование у обучающихся основ российской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию;
  • мотивацию к познанию и обучению;
  • ценностные установки и социально-значимые качества личности;
  • активное участие в социально-значимой деятельности.

Основной образовательной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. В то же время урочные и внеурочные занятия по предмету "иностранный язык" предоставляют большие возможности для реализации широкого спектра воспитательных задач, озвученных в Примерной программе воспитания.

Я поделюсь опытом в разработке и проведении курса занятий, направленных, кроме образовательных целей, на воспитание у школьников мотивации к познанию и обучению, любви к своему краю, его истории, культуре, природе, привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Будет уделено внимание организации работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией, обучению командной работе и взаимодействию с другими детьми. Также важно инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, развитие навыков оформления собственных идей, публичного выступления перед аудиторией и других личностных результатов.

В описании видов, форм и содержания моей деятельности в этом курсе я буду уделять внимание только воспитательным целям и задачам, упуская образовательные.

Разработанный мною курс объединяет рекомендуемые Примерной программой воспитания модули 3.3. «Курсы внеурочной деятельности», 3.4. «Школьный урок» и 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы». Основной целью курса является воспитание у школьников мотивации к познанию и обучению.

Приступая к разработке данных уроков и внеурочных занятий, я ознакомилась с самим понятием "мотивация". Определение звучит так: мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

Мотивы к познанию и обучению можно разделить на личностные и социальные.

  • личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, понимание значимости учения лично для себя. Понимание значимости учения лично для себя преломляется через уровень притязаний ребенка, его интересов и целей.
  • социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Здесь также велико значение мотива подготовиться к выбору профессии.

Курс занятий имеет общее название What is the best about your region?, рассчитан на возрастную категорию 6-7 класса и включает в себя один урок и три внеурочных занятия.

1 урок

Цель - воспитывать мотивацию к познанию и обучению

Задачи:

  • способствовать формированию стремления углублять знания о родном крае
  • продолжать формирование уважительного, заботливого, основанного на знании отношения к малой родине
  • способствовать развитию навыка генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям
  • содействовать развитию эстетического вкуса
  • развивать навык публичного выступления перед аудиторией

Формы воспитательной работы:

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках объектов и явлений, а именно уникальности нашего региона, красоте его природных достопримечательностей, туристической привлекательности. Также очень важно, чтобы
  • дети отметили экономическую ценность субъекта федерации

Для достижения этой задачи подготовлена презентация о Мурманской области (См. приложение 1) организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Здесь хорошим методом является предварительная подготовка 2-3 учащихся для озвучивания комментариев к презентации.

В качестве творческого задания дети разрабатывают и оформляют небольшой туристический буклет, а также презентацию на его основе. Это командная работа, в ходе которой ребята развивают умение генерировать идеи, уважать мнение сотрудников, а также принимать решения на основе общего Согласия (см. приложение 2).

Защита творческих работ подводит итог командной деятельности. Необходимо выставить условие, чтобы каждый член группы принял участие в презентации. То. все дети совершенствуют навык выступления перед коллективом.

2 урок (внеурочное занятие)

Цель:

  • воспитывать мотивацию к познанию и обучению
  • воспитывать чувство сопричастности, ответственности по отношению к малой родине

Задачи:

  • способствовать формированию стремления углублять знания о родном крае
  • продолжать формирование уважительного, заботливого, основанного на знании отношения к малой родине
  • способствовать развитию навыка генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям
  • развивать навык публичного выступления перед аудиторией

Формы воспитательной работы:

  • экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
  • интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий «фотографов», «гидов», «корреспондентов», «оформителей».
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
  • организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией

Следующее занятие проводится в форме экскурсии в Музейно-выставочный центр АО Апатит. Дети ранее посещали МВЦ, принимали участие в играх-квестах, направленных на углубление знаний в области краеведения, выполняли задания в лаборатории, поэтому экспозиции музея им знакомы.

Сейчас школьники получают задание - собрать материал для самостоятельной подготовки экскурсии для англоговорящих иностранных граждан.

Дети делятся на группы по желанию и распределяют задания:

  • обеспечить фото экспонатов
  • сделать необходимые записи, пометки
  • "взять интервью" у работника музея, уточнить информацию

Ребята получают удовольствие от подобного вида деятельности, овладевают поисковыми навыками, расширяют знания о родном крае, пробуют себя в новой роли. Учитель советует, подсказывает, ненавязчиво направляет участников интерактивного занятия.

Дети выбрали зал № 2 -История освоения Хибин и создания предприятия, зал № 1 - Группа компаний ФОСАГРО.

Урок 3 (внеурочное занятие)

Цель:

  • воспитывать мотивацию к познанию и обучению
  • воспитывать творческую активность

Задачи:

  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
  • создать условия для воспитания социально-значимых качеств личности - ответственности, уважению к мнению сотрудника, умению сформулировать своё мнение.

Формы воспитательной работы:

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими групповых проектов
  • обсуждение с целью дать учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога
  • групповая работа - учит школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

Занятие заключается в обработке и оформлении собранной информации, подготовке к её презентации.

Учитель направляет процесс обработки информации, оказывает помощь в переводе на английский язык.

Результатом работы стали презентация История освоения Хибин и две письменно оформленных экскурсии.

Урок 4 (внеурочное занятие)

Цель: воспитывать мотивацию к познанию и обучению

Задачи:

  • способствовать формированию стремления углублять знания о родном крае
  • продолжать формирование уважительного, заботливого, основанного на знании отношения к малой родине
  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
  • содействовать развитию эстетического вкуса
  • развивать навык публичного выступления перед аудиторией

Формы воспитательной работы:

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими групповых проектов
  • передача школьникам социально значимых знаний
  • развитие любознательности, позволяющее привлечь внимание обучающихся к экономическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества
  • формирование гуманистическое мировоззрение и научной картины мира

Это внеурочное занятие является последним в данном курсе и заключается в проведении мини-экскурсий на английском языке по экспозициям МВЦ (Музейно-выставочного центра) для группы учеников 5-6 классов. Экскурсии проводятся обучающимися, подготовившими их.

Первый урок, а также два последующих внеурочных занятия были успешно проведены в декабре 2019 - феврале 2020 гг. Дети дали занятиям положительную оценку и в письменной эмоциональной рефлексии использовали такие эпитеты, как "interesting", " exiting", " effectively", " useful,".

Считаю, что использование вышеперечисленных видов и форм работы может побудить учащихся принимать на себя ответственность за получение знаний, сделать обучение иностранному языку более интересным и эффективным.