Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социальное поведение


Важной целью современного образования, а так же одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, целесообразность составления ее материальных и духовных ценностей необходимо начинать с детства, с формирования ценностных ориентиров личности. Поэтому столь актуальна проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольный период.

Педагогическая деятельность в направлении духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детских садах осуществлялась всегда. Содержание данной деятельности определяется работой над этическими ценностями: справедливость, правдивость, милосердие, смелость, сострадание, любовь к матери, Родине, семье и др. Средствами воспитания нравственных качеств дошкольника являются беседы, художественная литература, экскурсии в природу, музей.

С 2015 года в нашем детском саду дополнительным средством решения проблем духовно-нравственного воспитания стала парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

Впервые мы познакомились с этой программой весной 2015 года, когда специалисты нашего детского сада посетили коллег из детского сада «Родничок» г. Котельнич Кировской области. Общение с коллегами, их опыт и система работы позволили нам выработать свою концепцию по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников – реализация программы «Добрый мир» в форме кружка. Мы обратились в Яранскую епархию с просьбой помочь в приобретении данной программы.

Провели анкетирование родителей с целью изучения отношения к функционированию кружка. По результатам анкетирования более 85 % опрошенных родителей высказали согласие на посещение ребенком кружка «Добрый мир». Зачисление в кружок осуществляется на добровольной основе, более 50 % детей старшей группы занимаются по данной программе. Родители заполнили заявление на зачисление ребенка в кружок, и с сентября 2015 года кружок духовно-нравственного воспитания с элементами православия «Добрый мир» начал свою работу.

Вся работа кружка строится на основе следующих принципов:

  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Методы, используемые на занятиях это:

  • Дискуссии
  • Диалоги
  • Коллективные занятия
  • Психологическая игра
  • Этюды, постановки, сценки

Наиболее активной формой работы с детьми считаю ресурсный круг. Участники сидят или стоят по кругу, лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер. Основная цель ресурсного круга – освоение навыков общения на основе нравственных ценностей православной культуры. Данная форма учит видеть и представлять визуально образ и звуковой образ, называть представляемые ощущения. Отбор содержания занятий производится в соответствии с принципами:

  • Целостности и интеграции образовательных областей программы детского сада
  • Систематичности, последовательности, содержания дошкольного образования.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, занятия я провожу в форме игры-путешествия. Темы занятий спланированы по блокам. Все занятия интегрированные, решают задачи всех образовательных областей.

1 блок посвящен теме устроения мира - «Путешествие по дням творения». Целью этих занятий является пробудить интерес к окружающему миру. Реализуя данную тему, использую 2 формы работы с детьми: наблюдения на прогулке и путешествие с книгой, православной или художественной.

Алгоритм работы по данной теме таков:

  • Наблюдение на прогулке – эмоциональные впечатления во время прогулки, на которой наблюдаем явления окружающей жизни;
  • Перевод полученных впечатлений в понятия православной культуры при чтении библейских рассказов (рубрика «Путешествие с книгой», обсуждение текстов, стихов, загадок)
  • Закрепление представлений в творческой продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Итогом работы является создание выставки детских рисунков «Путешествие по дням творения» и «Красота Божьего мира».

Тема второго блока посвящена устроению отношений в мире «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель этих занятий – знакомство детей с нормой христианской этики. Стараюсь пробудить у них желание к приобретению добрых привычек, создаю условия, помогающие детям разобраться, что такое хорошо, что такое плохо. Методы и приемы этих занятий: путешествие с книгой (в основном это Библейские рассказы, притчи), анализ своих поступков, обсуждение и размышление над поступками людей, определение совместных правил поведения. Итог работы по данной теме – коллективное панно «Добрые правила жизни», выставка поделок «Подарки для друзей», посадка лука для всех детей, чтение стихотворений, исполнение песен и так далее.

Тема третьего блока «Отношение к нашей жизни». В этой теме выделены подтемы: «Семья», «Родители», «Православный храм», «Наши меньшие друзья». Главной целью в этот период вижу помочь детям понять, что значат родители для нас, объяснить, как важно быть благодарным, заботливым, пробудить чувство уважения. Вместе с детьми отгадываем и рисуем, обсуждаем и объясняем, учим пословицы, составляем родословную своей семьи.

При знакомстве с темой «Родина» использую музей детского сада. Это позволяет мне беседовать с детьми в уютной обстановке. Беседу сопровождаю показом фотографий с достопримечательностями г.Яранска, родных и знакомых для детей мест, экспонатов, альбомов с историей детского сада. Цикл занятий по теме «Родина» расширил познавательную сферу детей, скорректировал имеющиеся знания о родном городе. Благодаря экскурсии в музей детского сада, у детей сформировалось более четкое представление о своей малой Родине.

В рамках темы «Православный храм» организовано посещение храма, встреча со священнослужителем, проведение двух православных праздников – «Рождество Христово», «Покров Пресвятой Богородицы». Уже традиционно совершаем с детьми экскурсии в Успенский кафедральный собор и Троицкую церковь, где священнослужители проводят познавательную экскурсию по храму, знакомят с элементарными правилами поведения в храме, устройством храма, святынями и памятными местами родной земли. Посещение храма дети восприняли эмоционально, в группе с увлечением его рисовали, а вечером показывали своим родителям.

Главная цель цикла занятий по теме «Семья» - помочь детям осознать важность родственных связей, напомнить родителям, что они являются первыми воспитателями, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Итогом занятий по данной теме стала творческая работа «Семейное древо», которая исполнена воспитанниками совместно с родителями.

Цель занятий по теме «Наши меньшие друзья» - помочь ребенку выяснить, детские забавы и шалости – не вредят ли они миру? При изучении темы обсуждали, размышляли, лепили, изготовляли поделки и организовывали выставки. В рамках данной темы прошли акции «Кормушка для птиц» и «Построим скворечники». Родители воспитанников, посещающих кружок, с удовольствием откликнулись на акции и помогли изготовить и разместить в разных частях города кормушки для птиц.

Двухлетний опыт работы с детьми показал возможности успешного развития разных сторон личности ребенка на основе ценностей православной культуры. К концу года у детей формируется естественное и позитивное отношение к православной вере, любовь к ближнему, к семье, к Родине, представление о церкви Христовой как доме Божием, умение давать нравственную оценку своим поступкам. Результаты детского творчества можно увидеть на выставках в группе и общих выставках детского сада, при подготовке к праздникам и на театрализованных представлениях в детском саду, на региональном конкурсе «Красота Божьего мира». Кроме того, выстроилась определенная система работы в данном направлении, улучшился психологический климат в группе и при сотрудничестве с родителями воспитанников, а часть выпускников посещает воскресную школу. Мы видим, что дети стали милосердными, добрыми, умеющими сочувствовать и сострадать. Эти качества отмечают у них и учителя начальных классов. Мы знаем, что духовно-нравственное воспитание – это долгий путь, и этот путь у каждого свой. Я искренне надеюсь, что те качества, которые я пытаюсь привить детям сейчас, найдут отражение в их будущей жизни. Будет правильным, если подобные кружки появятся и в других детских садах.