План-конспект открытого урока по технологии "Лоскутное шитье. Материалы для лоскутного шитья"

Разделы: Технология

Класс: 6

Ключевые слова: лоскутное шитье


Тип урока – урок получения новых знаний.

Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение.

Цель урока:

  • изучение одного из видов традиционного народного творчества;
  • научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету "лоскуты";
  • выполнять раскрой деталей по шаблонам.

Задачи:

  • дидактические: знакомство учащихся с историей создания изделий из лоскута;
  • развивающие: формирование и совершенствование навыков правильного и точного соединения детали кроя лоскутного изделия по схеме;
  • воспитательные: воспитание патриотизма и уважения к истории родного края, формирование художественного вкуса.

Планируемые результаты:

Образовательные:

  • ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, инструментами и приспособлениями);
  • видами лоскутного шитья, выполнение изготовления шаблона

Развивающие:

  • развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий;
  • развитие творческих способностей, воображения;
  • развитие логического мышления.
  • развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности. 

Воспитательные:

  • воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей;
  • привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные - освоить теоретические знания  о лоскутной технике;
  • коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • познавательные – познакомить с основными приемами лоскутной техники, с сочетанием цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
  • личностные – воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.

Основные понятия: лоскутная пластика, шаблоны, геометрические фигуры, сочетание цветов.

Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.

Оборудование:

  • инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
  • швейные машины;
  • компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение:

  • материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
  • шаблоны выкроек изделий;
  • таблица цветового шестисекторного круга;
  • инструкционные карты;
  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло);
  • видеоматериал

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводная беседа

- На уроках технологии мы занимаемся разным видом деятельности. Вы узнаёте что-то новое, делаете для себя неожиданные открытия. В этом вам помогают трудолюбие, терпеливость, усидчивость, настойчивость, смекалка, любознательность и желание научиться тому, что ещё не умеете.

Вы знаете много пословиц и поговорок о труде, о работе. Объясните, пожалуйста, смысл некоторых из них в контексте урока. Я думаю, они как раз подходят к нашей деятельности на уроках технологии.

(Девочки объясняют смысл пословиц и поговорок)

Была бы охота - заладится всякая работа.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Без дела жить - только небо коптить.
Жизнь дана на добрые дела.

- Итак, исходя из ваших объяснений, можно сделать вывод, что нужно быть трудолюбивым, любознательным, настойчивым, чтобы чему-то научиться.

- На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Разгадав данный кроссворд, вы определите ключевое слово сегодняшнего урока.

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?

Правильно - “лоскуток”.

- Я попрошу вас предположить, о чем пойдет речь сегодня и озвучить тему нашего урока.

- Сегодня мы будем говорить о лоскутном шитье.

- Тема урока звучит так: «Лоскутное шитьё. Материалы для лоскутного шитья».

3. Изучение нового материала

Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться получше, мы послушаем девочек, которые нам подготовили доклад.

Рассказ учениц.

1 ученица:

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

2 ученица:

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту лоскутное одеяло служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

3 ученица:

В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, интерес к которому неуклонно растёт. Лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки,сумки, одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.

Учитель:

- Спасибо, девочки.

Вы внимательно послушали доклады девочек, а теперь постарайтесь ответить на вопросы (карточки с вопросами):

- Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

- В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

- Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

(Ответы учащихся).

Давайте посмотрим видеоматериал и познакомимся с разнообразными приемами работ с лоскутками.

Просмотр видеоматериала.

Учитель:

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Учитель:

И так вы узнали, что к наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости:

  • Бережёная вещь два века живёт.
  • Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Учитель: Какие инструменты и оборудование необходимы для изготовления изделий из лоскутков?

(Ответы учащихся)

- Чтобы получились аккуратные и красивые изделия потребуются следующие предметы: ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того чтобы правильно выкроить детали, нужны будут картонные трафареты. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя - для выполнения шва.

Учитель: - Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье? (Ответы учащихся)

- Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т.п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

4. Как подготовить материал к работе?

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: 1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

4. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т.д.

Учитель раздает карточку-памятку “дополнительные цвета”

Цвет

Дополнительные цвета

Красный

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Оранжевый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой

Жёлтый

Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый

Тёмно-зелёный

Коричневый, бежевый

Зелёный (светлый)

Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый

Бледно-голубой

Тёмно-красный, серый

Синий

Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный

Фиолетовый

Светло-зелёный, тёмно-зелёный

Коричневый

Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный

Серый

Фиолетовый, малиновый

5. Физкультминутка

Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.

И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола - вдох. Повторить 5-6 раз.

И. п. - сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.

Техника безопасности

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг, а значит нужно вспомнить технику безопасности.

Труд - дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.

При выполнении ручных работ:

  • хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице;
  • шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
  • ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
  • передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

  • перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
  • включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой - держа вилку;
  • ставить утюг на подставку;
  • следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
    правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
  • после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.

6. Практическая работа №1 “Составление эскиза прихватки”

а) Вы сегодня попробуете отработать навыки способа сборки на примере узора из девяти квадратиков двух цветов, которые сочетаются в цветовом круге, расположенных в шахматном порядке.

б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор).

в) Шитьё из полосок.

Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет любой начинающий человек.

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют эскиз прихватки, который состоит из квадратов (треугольников) одинаковой величины, но разных цветов.

Как правильно изготовить шаблоны!

Изготовление шаблона

Учитель: Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.

(Показ трудового приёма)

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!

Практическая работа №2. «Шаблоны из картона»

1) Инструктаж по технике безопасности при работе с канцелярским ножом.

2) Изготовление шаблонов из картона (треугольник, квадрат).

(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)

Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:

Тонкая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.
(Игла)

Я одинокая старуха,
Я бегаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Я за собой тяну, тяну.
(Иголка с ниткой)

Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Напёрсток)

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу будем класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)

По поляне цветной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной выползает стёжка.
(Швейная машина)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь:
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

В заключение урока я предлагаю вам посмотреть изделия, выполненные в технике лоскутного шитья «Лоскутная флористика».

Просмотр презентации Лоскутная флористика

7. Подведение итогов. Рефлексия. Уборка рабочего места

- О чем новом вы узнали на уроке? Чему научились?

Разгадывание кроссворда

  1. Предметы, которые относятся к фурнитуре.
  2. Так называют единственное и неповторимое изделие.
  3. Приспособление для затачивания карандашей.
  4. Ряд повторяющихся стежков.
  5. Режущий инструмент.
  6. Предмет для рисования и обводки.
  7. То, без чего не обойтись в шитье.

8. Домашнее задание

П.33 читать, нарисовать эскиз наволочки на диванную подушку (из квадратов, полосок, треугольников одинаковой величины и разных цветов).

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на интернет-ресурсы

1. О.А. Кожина. Методическое пособие для учителей.

2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

3.О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, СЭ Маркуцкая. Технология.Обслуживающий труд 6 класс. 2014.

4. Медиа-файл МPEG-4. Лоскутное шитье.