Логопедическое занятие с элементами логоритмики "Космическое путешествие". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: логопедическое занятие, логоритмика


Цель: Развитие психических процессов и коррекция речевых нарушений.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарь по теме «Космос».

Коррекционные:

  • развивать артикуляционный аппарат и дыхательную систему,
  • формировать слоговую структуру слова,
  • развивать эмоционально-волевые качества,
  • развивать внимание, слуховое, зрительное, пространственное восприятие, зрительную, слуховую, двигательную память.

Оздоровительные:

  • укреплять сердечно-сосудистую систему,
  • укреплять психическое, физическое и социальное здоровье школьников.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальную культуру,
  • воспитывать эстетические чувства,
  • развивать социально-коммуникативное поведение.

Развивающие:

  • развивать саморегуляцию и самоконтроль,
  • развивать познавательные психические процессы,
  • развивать интерес к музыкально-ритмической деятельности,
  • развивать творческое воображение.

Оборудование: ноутбук, динамики, мультимедиа, презентация, аудиозаписи, детали для изготовления ракеты, клей-карандаш,

1. Подготовительная часть

Логопед: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день в далеком 1961 году Юрий Гагарин совершил первый космический полет, вот его фотография (слайд 2).

Презентация

Музыкальное сопровождение занятия

Ангелина

В космической ракете с названием «Восток»,
Он первым на планете подняться в космос смог.
Поет об этом песни весенняя капель
На веки будут вместе Гагарин и апрель.

Прошло много времени с того дня и люди разных стран сделали огромное количество открытий в космосе.

Итак, я предлагаю вам сегодня совершить небольшое космическое путешествие.

2. Самомассаж «Звездочет»

Чтобы наше путешествие прошло успешно нам надо к нему подготовиться. Давайте сделаем массаж для наших пальчиков.

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий — раз,
Венера — два — с,
Три — земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон...
Кто не видит — выйди вон!

3. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

Чтобы отправиться в путешествие в космос, нам какой-то вид транспорта. Какой? (ракета – это воздушный вид транспорта).

Космонавты перед полетом очень много тренируются. Вот и мы с вами сейчас сделаем тренировку для наших пальчиков.

Мы построим, мы построим
Самый лучший звездолет

Ударяют кулачками друг о друга (8 ударов)

Все проверим, все устроим
И отправимся в полет.

Пальцы попеременно соединять «колечками» с большим пальцем (2 подхода по 4 колечка))

Та-та-та, та-та-та,
Не страшна нам высота.

Руки подняты над головой, ритмично хлопать в ладоши над головой

Ете-ете-ете – полетим в ракете.

Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы

Ты-ты-ты, ты-ты-ты –

Хлопки в ладоши (вправо – влево по 3 раза)

Все будет видно с высоты.

Приставляют ладонь к глазам.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Руки мы подготовили к работе. А теперь, ракету мы должны с вами сделать сами. На самом деле, видов ракет очень много. Наша с вами ракета будет выглядеть вот так.

Я предлагаю вам комплект запчастей, из которых мы будем делать наши ракеты.

Сейчас я назову вам части нашей ракеты: космический корабль, в этой части корабля находится кислород, которым дышат космонавты во время полета, крылья, иллюминаторы.

  • К космическому кораблю прикрепить резервуары с кислородом.
  • Прикрепить крылья.
  • Приклеить иллюминаторы.
  • Прикрепить шнурок.
  • Ракета готова.

5. Фонопедическое упражнение «Ракета»

Ракету мы сделали, а теперь мы должны проверить ее работоспособность.

Заливаем топливо.

Дети произносят «с-с-с...».

Открываем и закрываем люки.

Делают вверх и вниз на звук [а].

Проверяем радио.

Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.

Включаем двигатель.

Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

Проверим все ли гайки достаточно хорошо закручены.

Закручиваем гайки — вж... вж...

(проговаривают, делают вращательное движение кулачком одной руки по ладони другой)

6. Гимнастика для глаз

Ракета наша готова, и мы можем отправляться в путешествие.

А чтобы нам не сбиться в пути, мы с вами будем лететь по звёздным картам (слайд 3) (показ схем).

Давайте вспомним правило, которое поможет нам качественно выполнить наш полет. (голова стоит на месте, двигаются только глаза)

Посмотрите на карту, как мы сейчас будем лететь? (ответы детей). Правильно, мы будем лететь по квадрату, кругу, овалу, восьмерке.

Я показываю вам схему, а вы передвигаете руку с ракетой и следите за ней глазами.

(Дети под космическую музыку выполняют зрительную гимнастику)

7. Дыхательная гимнастика

Правила дыхательной гимнастики (не поднимать плечи, при этом надуваем живот)

Подуть на ракету:
Вдох через нос, длительный выдох
Вдох через нос, парциальный выдох
Вдох через нос, задержка дыхания, длительный выдох через рот

8. Слушание космической музыки

Давайте сейчас закроем глаза послушаем эту музыку. (слушание)

Мы с вами летели в космическом пространстве и, наверное, что-то необычное встречалось на вашем пути, расскажите, какие образы вы видели.
(рассказывают)

9. Пение

Мы прилетели с вами на планету и, конечно же, жители этой планеты не знают о нашей жизни.

Предлагаю им рассказать о том, как мы живем на планете Земля нашей песней про весну.

10. Ритмическая игра «Сигналы на Землю»

Нужно передать сообщение на Землю. Будем отстукивать ритм музыки.

11. Игра с мячом «Что я вижу из космоса?»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что я вижу из космоса?». Я буду называть вам два слова, из которых вы должны составить словосочетание.

«Я вижу яблоневый сад».

  • Яблоня, сад - … - яблоневый сад.
  • Сосна, лес - …-сосновый лес
  • Глубина, море - …глубокое море
  • Топь, болото - …топкое болото
  • Старина город - …старинный город
  • Радость, люди - радостные люди
  • Пшеница поле -… пшеничные поля
  • Высота, гора - высокие горы.

12. Итог занятия

Вот и закончилось наше космическое путешествие. Может кто-нибудь из вас вырастет, станет космонавтом и полетит в космос по-настоящему. А сейчас, чтобы подвести итог нашему путешествию, прошу вас выбрать любое начало из предложенных на слайде и закончить его

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…