Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь. Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность, понимаемая сегодня преимущественно как деятельность, организуемая после уроков, чтобы дети удовлетворяли свои потребности в содержательном досуге, участвовали в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих буквально за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющий творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умении и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие УУД и творческих качеств личности.

Чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция – это восстановление, восполнение, объединение частей в целое.

Иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности, либо осваивает ее медленнее сверстников.

Необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности.

Работа по формированию УУД осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии, с которыми мы знакомы:

  • проблемно-исследовательское обучение;
  • метод проектов;
  • модульное обучение.

Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет дополнительный резерв. И внеурочная работа учащихся – это благоприятная почва для решения этих задач.

Внеурочная деятельность в школе включает 7 направлений:

  • хореография, ритмика
  • «Сибирячок»
  • «Всё узнаю, всё смогу»
  • «Математика для любознательных»
  • «Разговор о правильном питании»
  • «ЮИДД»
  • «Юные шахматисты»

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных), но, в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решение.

Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности:

Духовно-нравственное направление, общекультурное

  • этика «Азбука добра»;
  • кружки художественного творчества (театральный, музыкальный, хореографический);
  • кружки технического творчества (ЛегоДрайв);
  • посещение выставок, музеев, театров;
  • участие в праздниках народного характера (Масленица).

Общеинтеллектуальное направление

реализуется через такие формы как:

  • познавательные беседы;
  • предметные факультативы (занятия с одаренными детьми);
  • участие детей в олимпиадах разного уровня, математические марафоны, участие во всевозможных дистанционных конкурсах;
  • участие в конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру», «Золотое перо» и т.д.;
  • участие в малой НПК.

Проектная деятельность:

Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно-значимых проблем. Через проектную деятельность осуществляется творческий потенциал ребенка. Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт. Проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива.

Так по литературному чтению можно предложить такие темы: «Малые жанры устного народного творчества». Создание собственных сказок, загадок, пословиц на определенную тему.

Окружающий мир: «Человек и история», «Человек и семья», «Человек и природа», «Что делать с мусором», «Как вода приходит в дом».

Математика: «Числа вокруг нас», «Математика в городе».

Технология: «Кем работают мои родители», «Кем хочу я быть», «Мир техники», интеллектуальные марафоны.

Спортивно-оздоровительное направление

реализуется через такие формы как:

  • веселые старты;
  • участие в детских спортивных секциях;
  • День здоровья.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность.

Формы организации социального направления:

  • участие в субботниках;
  • организация дежурства;
  • профориентационные беседы;
  • встреча с представителями разных профессий;
  • выставки поделок детского творчества;
  • участие в акциях, организованных взрослыми.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга, взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Ведь нравственные качества закладываются сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. И хочется, чтобы не гасли искорки доверия и взаимопонимания между нами, педагогами, и детьми.