Иван III. Конец эпохи раздробленности

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: Иван III


Тип урока

урок закрепления знаний и выработки умений

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Формирование представлений о завершающем этапе объединения русских земель, освобождении Руси от ордынской зависимости, а также об изменении статуса московского князя

Необходимое оборудование

Мультимедийная презентация, ноутбук, процессор, карта «Русское государство во второй половине XV — начале XVI века»

Дидактическое обеспечение

Пчелов, Е.В., Лукин, П.В. «История России с древнейших времен до конца XVI века»: учебник ФГОС ИКС для 6 класса ОО / Е.В.Пчелов, П.В.Лукин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 г.. – 240 с. – (Инновационная школа)
Хрестоматия к учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса ОО /Е.В.Пчелов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017 г.. – 128 с. - (Инновационная школа)
Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями

 

Планируемые результаты  урока

личностные

  • уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению.
  • познавательный интерес к истории России.
  • понимание исторического значения освобождения Руси от ордынской зависимости.
  • понимание роли личности в истории.
  • оценочное мнение о деятельности Ивана III.
  • понимание значения государственной идеологии как объединяющего начала.

предметные

  • овладение основными понятиями темы.
  • знание основных дат и хронологии событий.
  • умение характеризовать методы подчинения независимых земель московскими князьями
  • умение рассказывать о событиях эпохи Ивана III (присоединение Новгорода, Твери, стояние на реке Угре, принятие Судебника, решение «византийского вопроса»), используя текст учебника и исторических источников, историческую карту.
  • умение оценивать значение событий и их влияние на ход русской истории

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • владение навыками самоконтроля и самоанализа, планировать и корректировать по ходу свою деятельность в соответствии с поставленными задачами (в соответствии с инструкциями учителя), представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.
  • Умение работать с различными источниками информации,  анализировать текст, отделять главное от второстепенного, преобразовывать информации из одной формы в другую, воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по самостоятельно выбранным критериям, описывать и соотносить события, делать выводы.
  •  умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, высказывать собственное/групповое мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

общеклассная, групповаяи индивидуальная

 

Литература и интернет-ресурсы

Основная

  • Карамзин, Н.М. История Государства Российского. / Н.М.Карамзин. – Том V-VI. – М.:Эксмо. – 2018. – С.355-543
  • Костомаров, Н.И. Господство дома Св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Воениздат, 1993. – С.250-324
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времён. – М.:Эксмо, 2006. – Гл.24-29. – С.144-188

Дополнительная

  • Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М.: Наука, 1980 – 152 c.
  • Рыжов К.В. Все монархи мира: энциклопедия российской государственности. – М.: Вече, 2008 г.

Интернет-ресурсы

  • Карцев, Д.А. Почему присоединение к Московскому княжеству стало трагедией для новгородцев? [Электронный ресурс]/ Д.А.Карцев// История, 2009. – №23. – Режим доступа: https://his.1sept.ru/view_article.php?id=200902304
  • Московская повесть о походе Ивана III на Новгород в 1471 г. [Электронный ресурс] // Русские повести XV–XVI веков. – М, 1958. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/3726.htm
  • Платонов С.Ф Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс]/ С.Ф.Платонов. – СПб, 1897. – Вып. I. – 132 с. – Режим доступа: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0010.shtml

ЭОРы

 

 

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

Организационный

2 мин

Приветствие учеников.

Приветствуют учителя.
Организуют рабочее место.

 

Вводно-мотивационный

2 мин

Готовит учеников к сознательному восприятию материала путем обсуждения идеи цитат:
«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое…» Мишель де Монтень
«Для спасения государства достаточно одного великого человека…» Вольтер

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют учебную задачу.

диалог «учитель – ученик», стимулирующий внимание и познавательный интерес школьников

Формулирование темы урока: «Конец эпохи раздробленности».

Переход к актуализации знаний и темы урока через практическое осознание идеи:
Работа с картой: «Русь в XII-XIII вв.»

Вспоминают, что значит понятие феодальная раздробленность и каковы ее причины  

Актуализация знаний

3 мин
(2 мин)

Работа с картой: «Московское княжество и объединение русских земель в 1300-1462 гг.»
Ответы на вопросы:
- Когда начинается процесс объединения северо-восточной Руси?
- Какие земли вошли в состав Московского княжества во II половине XIV века?

Вспоминают, что им известно по изученной теме.
Высказывают свои мнения и предположения.
Показывают территории на карте и называют их.

«Мозговой штурм»

Работа с портретами исторических личностей: Александра Невского и Дмитрия Донского Вспоминают, что им известно о вкладе этих личностей в развитие русского государства  

Целеполагание

2 мин
(1 мин)

Формирование задачи: Можно ли считать Ивана III «государем всея Руси»?
Формулирование цели: доказать, что в XV веке при Иване III образовалось единое централизованное Российское государство.

Называют основные признаки единого государства.

поисковый

Изучение нового материала

22 мин
(16 мин)

Организует работу учащихся с документами по карточкам:
Текст №1: «Мнения историков о личности Ивана III».
Текст №2: «Иван III и «византийский вопрос»»
Текст №3: «Иван III и Новгород Великий»
Текст №4: «Иван III и Золотая Орда»
Текст №5: «Иван III и русские земли»
Текст №6: «Судебник Ивана III» (фрагменты)

Приложение 3

6 минут.
Контролирует процесс групповой работы, даёт необходимые пояснения по ходу работы.

Слушают учителя.
Образуют группы для работы с отрывками из исторических источников и документов.
Индивидуально работают с карточкой и материалом учебника (§29, С.195-204).

Отвечают на вопросы по текстам.

групповая работа

 

 

 

 

исследовательский

Физкультминутка – 1 минута
Инструкция:Сейчас мы с вами немножко разомнемся, но при этом постараемся закрепить наши знания. Я буду говорить утверждения, если утверждение верное, то вы встаете на носочки и тянетесь, если я говорю ложное утверждение, вы наклоняетесь.
Следуют в соответствии с инструкцией учителя.  
Организует работу учащихся в группе над решением основной проблемы – 6 минут.
Организует защиту группового решения основной проблемы урока – 3 минуты

Определяют роли в группах.

Работают над решением проблемы, следуя инструкции учителя.

«Мозговой штурм».

технология ПОПС
(Позиция-Обоснование-Поддержка-Следствие)
диалог «учитель – ученик» (развитие умение представлять результаты работы)

Первичное закрепление пройденного на уроке материала

7 мин
(3 мин)

Возвращает учащихся к поставленной в начале урока проблеме.
Даёт задание – составить синквейн

Высказывают своё мнение с опорой на текст источника (учебника). Составляют синквейн

составление синквейна

Рефлексия

2 мин

Подводит итоги урока.
Приводит цитату В.Г.Белинского об Иване III.

 

Выставление отметок:

Высказывают свое мнение в соответствии с инструкцией.

Отзываются на свою фамилию.

Прием: «незаконченное предложение»;
Прием: «личная оценка знаний и умений»

Методика: традиционная/ рейтинговая

Организация изучения домашнего задания

2 мин

Домашнее задание: §29 (изучение, конспект по терминам).

Опережающее задание: §30 (ознакомление)

Составить:
- исторический портрет Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого.
- презентацию «Русская Православная Церковь и Государство в X-XVI вв.»

Записывают домашнее задание.

 

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3