I.
У. - Как называется первый раздел нашего учебника?
Д. - «Рождение замысла»
У. - Чему мы учимся, читая произведения этого раздела?
Д. - Как создаётся художественный образ, какие приёмы используют авторы, создавая образы.
У. - Вы тоже пробовали свои силы в создании текста-этюда, который начинался словами «Эти тучи (облака) похожи на …» Попросим прочитать свои сочинения… (2 ученика), а мы попробуем определить, какие приёмы использованы при создании образов туч (облаков).
Чтение двух сочинений, с последующим оцениванием.
II.
У. - У каждого автора свои приёмы, свои творческие секреты в создании образа. Мы продолжаем их изучать. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, с которым ещё не встречались на страницах литературного чтения. Прочитайте его фамилию.
Д. - Маяковский.
У. - Сообщение об этом авторе подготовил…
Сообщение: Владимир Владимирович Маяковский талантливый русский поэт и художник (1893–1930 гг.). Автор стихов, поэм, пьес, как для взрослых, так и для детей. Учился в училище живописи, где увлёкся сочинением стихов. В своих стихах поэт использует непривычные рифмы, новые слова. Поэтому В.Маяковский считался одним из крупнейших поэтов русского авангарда.
У. - Прочитайте название произведения В.Маяковского.
Д. - «Тучкины штучки».
У.- Что вы понимаете под словом «штучки»? Почему эти «штучки» принадлежат тучкам?
Д. - Это превращения, которые совершают тучки в небе.
У. - Послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения учителем.
У. - Понравилось ли вам стихотворение и чем? Поделитесь своими впечатлениями.
Высказывания детей об услышанном.
У. - Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Чтение стихотворения детьми.
III.
У. - Что же вытворяют тучки?
Д. - Они плывут по небу и принимают форму разных живых существ.
У. - Какой секрет или приём использует при этом В.Маяковский?
Д. - Он сравнивает.
У. - Приведите примеры.
У. - На каком основании автор прибегает именно к таким сравнениям?
Д. - Тучки по форме напоминают этих людей и животных.
У. - Чем же солнце похоже на жирафа?
Д. - По цвету, да ещё оно высоко в небе, а жираф тоже высокий.
У. - Зачем автор пользуется таким приёмом, сравнением?
Д. - Для создания яркого интересного образа.
У. - Заметили ли вы, что автор пользуется ещё одним секретом. Каким?
Д. - Тучки в стихотворении - совсем живые.
У. - Приведите примеры.
IV.
У. - При какой погоде на небе появляются тучи?
Д. - При ненастной, пасмурной.
У. - Наверное, и настроение должно быть соответствующим. Какое настроение создаёт стихотворение В.Маяковского?
Д . - Весёлое (про тучки).
У. - Как оно изменяется с появлением солнца?
Д. - Торжественное, серьёзное.
V.
У. - Какое интересное выражение вы обнаружили в тексте?
Д. - «небосинее лоно».
У. - Слово «лоно» объясняется в сноске. Прочитайте.
У.- А вот слово «небосинее» придумано самим В.Маяковским. Попробуйте объяснить, почему лоно «небосинее».
VI.
У. - Я предлагаю поработать в парах. Составьте партитуру текста.
Работа в парах. Составление партитуры текста.
У. - Послушаем выразительное чтение.
Читают 2-3 ученика, с последующим оцениванием.
VII.
У. - Как вы понимаете смысл сравнения? Обратимся к словарику читателя.
Чтение определения «сравнение» по учебнику.
VIII.
У. - Предлагаю вам выучить наизусть стихотворение В.Маяковского.