Фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе на тему «Что такое сравнение? Стихотворение В.В.Маяковского «Тучкины штучки»

Разделы: Литература

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, стихотворение В.В.Маяковского «Тучкины штучки»


I.

У. - Как называется первый раздел нашего учебника?

Д. - «Рождение замысла»

У. - Чему мы учимся, читая произведения этого раздела?

Д. - Как создаётся художественный образ, какие приёмы используют авторы, создавая образы.

У. - Вы тоже пробовали свои силы в создании текста-этюда, который начинался словами «Эти тучи (облака) похожи на …» Попросим прочитать свои сочинения… (2 ученика), а мы попробуем определить, какие приёмы использованы при создании образов туч (облаков).

Чтение двух сочинений, с последующим оцениванием.

II.

У. - У каждого автора свои приёмы, свои творческие секреты в создании образа. Мы продолжаем их изучать. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, с которым ещё не встречались на страницах литературного чтения. Прочитайте его фамилию.

Д. - Маяковский.

У. - Сообщение об этом авторе подготовил…

Сообщение: Владимир Владимирович Маяковский талантливый русский поэт и художник (1893–1930 гг.). Автор стихов, поэм, пьес, как для взрослых, так и для детей. Учился в училище живописи, где увлёкся сочинением стихов. В своих стихах поэт использует непривычные рифмы, новые слова. Поэтому В.Маяковский считался одним из крупнейших поэтов русского авангарда.

У. - Прочитайте название произведения В.Маяковского.

Д. - «Тучкины штучки».

У.- Что вы понимаете под словом «штучки»? Почему эти «штучки» принадлежат тучкам?

Д. - Это превращения, которые совершают тучки в небе.

У. - Послушайте стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.

У. - Понравилось ли вам стихотворение и чем? Поделитесь своими впечатлениями.

Высказывания детей об услышанном.

У. - Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Чтение стихотворения детьми.

III.

У. - Что же вытворяют тучки?

Д. - Они плывут по небу и принимают форму разных живых существ.

У. - Какой секрет или приём использует при этом В.Маяковский?

Д. - Он сравнивает.

У. - Приведите примеры.

У. - На каком основании автор прибегает именно к таким сравнениям?

Д. - Тучки по форме напоминают этих людей и животных.

У. - Чем же солнце похоже на жирафа?

Д. - По цвету, да ещё оно высоко в небе, а жираф тоже высокий.

У. - Зачем автор пользуется таким приёмом, сравнением?

Д. - Для создания яркого интересного образа.

У. - Заметили ли вы, что автор пользуется ещё одним секретом. Каким?

Д. - Тучки в стихотворении - совсем живые.

У. - Приведите примеры.

IV.

У. - При какой погоде на небе появляются тучи?

Д. - При ненастной, пасмурной.

У. - Наверное, и настроение должно быть соответствующим. Какое настроение создаёт стихотворение В.Маяковского?

Д . - Весёлое (про тучки).

У. - Как оно изменяется с появлением солнца?

Д. - Торжественное, серьёзное.

V.

У. - Какое интересное выражение вы обнаружили в тексте?

Д. - «небосинее лоно».

У. - Слово «лоно» объясняется в сноске. Прочитайте.

У.- А вот слово «небосинее» придумано самим В.Маяковским. Попробуйте объяснить, почему лоно «небосинее».

VI.

У. - Я предлагаю поработать в парах. Составьте партитуру текста.

Работа в парах. Составление партитуры текста.

У. - Послушаем выразительное чтение.

Читают 2-3 ученика, с последующим оцениванием.

VII.

У. - Как вы понимаете смысл сравнения? Обратимся к словарику читателя.

Чтение определения «сравнение» по учебнику.

VIII.

У. - Предлагаю вам выучить наизусть стихотворение В.Маяковского.