Сетевые проекты как инновационная форма продвижения книги и чтения в школьной библиотеке

Разделы: Организация школьной библиотеки

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: деловая игра, интерактивные задания


«Чтение есть создание собственных мыслей
при помощи мыслей других людей»
Н.Рубакин

Падение престижа чтения сегодня — общемировая тенденция и характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. «Снижение читательской активности современных подростков принято считать влиянием Интернета. Использование информационно-коммуникационных технологий практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве» [4]. Соответственно, сегодня перед школьными библиотеками стоит проблема поиска новых технологий и инструментов, создающих условия для активного включения детей в процессы интенсивного, творческого чтения, критического осмысления прочитанного, его анализа и оценки, использования полученных сведений для решения различных учебных и внеурочных проблем. На решение названных задач нацеливают и документы, принятые в РФ, в том числе Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом [1].

«При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Новейшие информационные технологии способны развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему, делают библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения», и позволяют библиотекарям организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, помогая детям ориентироваться в литературном потоке, оставляя при этом чтение на первом месте [4].

«Используя арсенал новых интернет - технологий – сетевых коммуникаций и сервисов – и, опираясь на актуальный литературный материал, способный заинтересовать подростков, библиотекарь имеет возможность одновременно сделать чтение увлекательным занятием и научить осмысленному, внимательному отношению к тексту за счёт его скрупулёзного исследования» [5].

Наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов Веб 2.0-блог позволит продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников [2].

Одним из эффективных инструментов, использующиеся в последнее время для продвижения чтения — социальные сети. Положительное в социальных сетях то, что в них присутствует живое общение, возможность иметь постоянный контакт со своими посетителями, моментальный обмен новостями, сообщениями и мнениями. Поэтому сегодня в библиотечной среде для привлечения к чтению проводятся сетевые проекты.

Сетевые проекты — это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы библиотек [3]. Надо отметить, что сетевые проекты, являясь одним из важных инструментов активизации читателей, помогают привлечь детей к чтению, развить их читательские навыки, освоить новые информационные технологии и совместить это с традиционным чтением.

Сетевой проект реализуется с помощью веб - сервисов сети Интернет. Использование веб -сервисов в сетевом проекте- это эффективная среда для взаимодействия участников проекта. Она не вызывает негативных эмоций и технических неудобств; используемые веб - сервисы доступны детям и гармонично вписываются в проект (визуализация информации или представление продукта совместной деятельности); есть обратная связь с участниками проекта, которая невозможна без Интернета.

Площадкой для подобных проектов являются библиотечные сайты, блоги, социальные сети. Они позволяют не только дать доступ к той или иной информации, но и вызвать у детей побуждение к чтению, а библиотекарю возможность организовать увлекательную современную читательскую деятельность. В итоге дети и подростки приобретают умения: анализировать информацию; использовать оптимальные методы свёртывания информации; обобщать информацию; умение представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание проблемы через создание интерактивных плакатов, облаков слов, электронных читательских дневников, буктрейлеров. Один из сервисов Googlе –Googlе-карты–также позволяет существенно обогатить работу с отраслевой и художественной литературой, организовать виртуальные экскурсии и путешествия по маршрутам писателей, поэтов и литературных героев.

 Что же такое «Сетевой проект»? Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [7].

Мы под сетевым проектом понимаем такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

В сетевом проекте все учатся: и координаторы, и дети. Поэтому – здесь каждый становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе.

 Наиболее эффективной оказалас, организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов. Это очень интересная форма сетевых проектов, где мы могли видеть работы других ребят, видеть свои продвижения, скачивать интересную информацию, научиться и показать, как сделать. Так, целью проекта " По страницам волшебных сказок» - задачей, которого было формирование и развитие детского интереса к чтению, возможность показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Выбран этот проект был потому, что сказка всегда привлекает читателя любого возраста, а данная игра будет интересна ученикам и начальной школы и постарше. Игроки смогли проверить свои знания в жанре сказки, открыть для себя что-то новое.

Этим проектом предусмотрены разные подходы к чтению – чтение печатного и электронного текста, работа с текстами разных жанров и стилей, самостоятельная творческая деятельность. Так, первый этап основывался на работе с текстами сказок, на основе которых требовалось создать презентацию «Волшебные сказки». Перед участниками не ставилась специальная задача прочитать тексты, но на их основе нужно было создать словарик волшебных слов, написать волшебное письмо, что без прочтения текстовых материалов сделать было невозможно. Стоит отметить, что учащимся были наиболее интересны такие формы работы как: путешествие "По дорогам волшебных сказок", выставка чудес, создание книги волшебных сказок, составление синквейна, подготовка и проведение презентации. 

Разнообразие конкурсных этапов требовало новых форм работы. С помощью викторины в интернете активизировалось чтение художественной литературы у детей. Ребята читали сказки, разгадывали викторины, освоили графический редактор, в котором рисовали рисунки к произведениям. Дети, которые не участвовали в проекте ранее, изучили сайт и активно приняли участие в очередном проекте. И нужны были новые подходы для организации игры.

Каждое из заданий требовало критического осмысления содержания художественного текста и обращения к дополнительной литературе: справочникам, словарям. Данные задания были призваны развить у детей основы смыслового чтения и критического мышления. (5). Например, проект «Удивительный живой мир сказок – несказок В. Бианки» полностью основан на работе с текстом сказок и был ориентирован на развитие навыков смыслового чтения. В данном проекте привлечение к чтению достигалась посредством заданий, которые строились так: предлагалось сочинить сказку по композиции, составить фоторобот главного героя, узнать, кем он является в окружающем мире, составить синквейн, кроссворд. Ребята сочиняли собственные сказки, из которых потом создали сборник-презентацию «Путешествие в сказку». На последнем этапе проекта участники размещали свои сказки и всю информацию на сайте, читали сочинения других команд и писали на специальном форуме отзывы о них. В ходе проекта было создано много сказок, и, как результат: прочитаны все сказки, а создание на основе текстов коллективного продукта потребовало от участников умения не только находить информацию, но и анализировать, синтезировать полученный материал.

При разработке заданий проекта использовались проблемные вопросы, метод трансформации содержания текста из одной знаковой системы в другую, игровую методику. Конечно, все эти методы реализовались в логике проекта. Например, проект «Хранители жизни», цель которого научить слышать, чувствовать и понимать красоту природы не только через личные наблюдения, но и посредством литературы, проведён в форме путешествия. Форма путешествия была выбрана не только в качестве игрового элемента, но и в качестве средства мотивации к получению ответов через тексты книг. Почему «Лес – врачеватель» и «Красная книга — сигнал тревоги»? Учитывая, что найденную в тексте информацию необходимо было всё время преобразовывать то в ментальную карту, то в маршрут литературного героя, то в интерактивное задание, формировало у участников потребность в овладении процедурами смыслового чтения.

Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника.

Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя).

Таким образом, в деятельностной среде проекта происходит ненасильственное привлечение к чтению. Организаторы проекта создают ситуацию, в которой у детей появляется личная потребность прочитать книгу, обсудить ее. В сетевых библиотечных проектах обращение к литературе происходит в игровой форме, что позволяет непринужденно активизировать читательскую деятельность, естественным образом наращивать уровень читательских компетенций, потому что чтение рассматривается учеником как необходимое условие решения познавательных и занимательных задач, что и подтверждает слова Э.А.Орловой: «Большая часть соответствующих знаний и навыков приобретается через чтение» [6].

Кроме того, сетевой проект позволяет совместить ценностные предпочтения разных поколений: старшего (чтение, книга) и молодого (интернет-серфинг). Проекты могут стать инструментом сохранения культуры чтения, читательского опыта разных поколений. Использование сетевых проектов в библиотечной практике затруднено многими факторами: неподготовленностью библиотекарей к данной форме работы, нерешенностью многих теоретико-методических проблем восприятия электронного текста, недостаточной продуманностью заданий, отсутствием четких индикаторов результативности сетевой проектной деятельности и т.д. Однако все это преодолимо. Дальнейшая теоретическая проработка технологии сетевого проектирования и экспериментальная работа школьной библиотеки позволит превратить сетевые проекты в наиболее результативный и любимый школьниками инструмент активизации чтения и приобретения новых читательских компетенций [3].

Сетевые проекты становятся приметой нашего времени. Происходит это в связи с активным освоением библиотекарями интернет-пространства.  Это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Метод сетевых проектов даёт возможность детям активно проявить себя в системе общественных отношений и реализуется в проекте через создание коллективных продуктов, общение на форумах, взаимодействие внутри команд и на внешних площадках. Каждый участник может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание развития каждого участника учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя)

Список литературы

1. «Национальная программа поддержки и развития...» library.ru1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s

2. Гусевская Е.В. Блог школьного библиотекаря в информационном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 151–156. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56606.htm.

3. Е.В.Качева, 2016, No 3, с. 46–5151.

4. Колесникова О.Г. Продвижение книги и чтения в электронной среде [Электронный ресурс]//–Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/2545-prodvizhenie-knigi-i-chteniya-v-elektronnoj-srede

5. Мухамадеева Л.И. Сетевые образовательные проекты как механизм продвижения чтения детей и подростков / Л.И.Мухамадеева // Школьная библиотека. – 2018. –No 3. – С. 54.

6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А.Орлова. - М., 2008. - С. 7-8.

7. Е.С.Полат. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.