Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. (0,5 мин.) |
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. (2 слайд с музыкальным сопровождением) Язык наш прекрасный - Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями. |
Самопроверка.
Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года». |
Воспитание культуры учебного труда, дисциплины. Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка домашнего задания. |
2.1 Речевая разминка. (3 слайд) Запах, запах-то какой Читаем медленно. «Птичий базар» Прочитать все предложения вопросительно. Прочитать все предложения восклицательно. 2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока. - Что было задано на дом? - Приготовили оценочные карточки. (Прилагаются) |
Научиться правильно и чётко говорить.
- Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона». |
Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.
Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН. |
3. Актуализация знаний. (3 мин.) |
- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. С какими поэтами вы уже познакомились? (На доске портреты поэтов, один закрыт) Назовите их произведения. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране вам уже знакомо. В этом имени слово «есень», (Перевернуть портрет.) (4 слайд) |
Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года».
(«Сергей Есенин») |
Цель: Обеспечение стимулирования и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Красивая мелодия развивает эстетический вкус. |
- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы. (Сведения о поэте, подготовленные учащимися) |
«Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др. | Межпредметная связь приобщает к искусству. Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а также несёт заряд занимательности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний. |
|
- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки. - В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. |
Есенин в своих произведениях воспевал красоту русской природы. | Словесный и наглядный методы обучения. ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение. |
|
- Перед вами на столе книги С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую почитать. | Дети рассматривают книги. | Метод наблюдения и анализа произведений. Метод стимулирования интереса к учению. Привитие интереса к творчеству писателя. |
|
4.Тема и цель урока. Мотивация: для чего? (2 мин.) |
(5 слайд) - О каком растении я вам сейчас расскажу? Словно снежный шар бела, |
Черёмуха. Дети слушают. |
Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятельность учащихся. Межпредметная связь. |
- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (6 слайд) |
Самоосмысление. Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение. |
Постановка перед учащимися проблемной ситуации. Операционный компонент УД. |
|
- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего вам это нужно? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? |
Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим. | ||
Знать: - содержание стихотворения «Черёмуха»; Уметь: |
Читают хорошо читающие дети. | Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Операционный компонент УД: |
|
5. Усвоение новых знаний и способов действий. |
5.1 Погружение в урок. - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. |
Дети слушают. |
Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу. |
5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем. (слайд 7) (Учитель читает стихотворение под музыку) |
Самоосмысление. Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: |
Принцип целенаправленности. Снятие мышечного напряжения, утомления. |
|
5.3 Обмен впечатлениями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? |
Самоосмысление. Дети делятся мыслями. Радостное, ликующее, весёлое, восторженное, т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта. |
Эмоциональное восприятие художественного произведения. | |
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? | Самоосмысление. Радость, изумление, восторг, ликование. Самоосмысление. |
Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | |
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? | Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую. | Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения. |
|
5.4 Самостоятельное чтение стихотворения. - Открываем учебники на странице 56. - Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. |
Дети слушают. Дети читают самостоятельно и работают с карандашом. |
||
5.5 Физкультминутка. Вы, наверное, устали? |
Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем. | Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения). Учить детей представлять в своём воображении картины природы. |
|
|
5.6 Чтение стихотворения в слух. |
Самоутверждение. |
Принцип внимательного отношения к тексту. Формирование навыка самостоятельного чтения. Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса. Регулирующего компонента УД: |
6. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.)
|
6.1 Работа по развитию речи. - Какие непонятные слова вам встретились? |
Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность. Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся. Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь). |
|
6.2 Анализ лирического стихотворения. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; |
Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова. |
Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно-слухового восприятия. |
|
6.3 Работа над литературоведческими понятиями. Эпитеты |
Самоосмысление. Дети выбирают ответы. |
Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения. Операционный компонент УД. |
|
- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? - Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи». |
Своей необыкновенной красотой. Ветки золотистые, ручей серебряный.
Душистая, медвяная, пряная. |
Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. |
|
- Какой приём использует поэт? - Зачем Есенин использует эпитеты? |
Эпитеты. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. |
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. | |
- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит». - Как называется этот приём? Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. |
Метафоры. | ||
- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Докажите. |
Дети решают проблему. |
Операционный компонент УД : развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. |
|
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? - Какой приём использует поэт? |
Название и иллюстрация. Выборочное чтение. |
||
- Какой образ олицетворяет черёмуха? | О девушке. Олицетворение. |
Форма работы - беседа. | |
- А кто в стихотворении представляется юношей? | Образ красивой, кудрявой девушки. Ручей. |
||
- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение. - Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт. |
Выборочное чтение.
«Ветки золотистые, что кудри завила» |
||
7. Обобщение изученного материала. (7 мин). |
7.1 Осмысление. Выводы. - Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать? - Только ли о природе это стихотворение? |
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. | Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. |
7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью. - Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? - Давайте попробуем прочитать вместе. |
Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди. Медленно неторопливо, с любованием. Про ручей. Совместное хоровое чтение. |
Операционный компонент УД. Совершенствуется навык выразительного чтения. |
|
|
7.3 Задание по группам - Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание.Откройте конверты. 1 группа: стать художниками
Проверка по группам. |
Работают самостоятельно используя знания по теме. Самоутверждение. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Дети читают. |
Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования Принцип внимательного отношения к тексту. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования. |
8. Домашнее задание. (1 мин.) |
(10 слайд) Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»; Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении; |
Дети записывают в дневник. | Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка. |
9. Подведение |
Какие задания вам показались наиболее интересными? Для чего нужна такая работа со стихотворением? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? |
Самоосмысление. |
Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы. |
10. Рефлексия. |
(слайд 11) - Взяли оценочные кружки. (Прилагаются) - исследователь – синий кружок; Мне было очень приятно сегодня работать с вами. (12 слайд: «Спасибо за работу») |
Самореализация. |
Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Регулирующий компонент УД: Урок заканчивается на эмоциональном подъёме. |
Открытый урок по литературному чтению С.Есенин "Черёмуха". 3-й класс
- Киселева Юлия Вячеславовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 3
Ключевые слова: литературное чтение, открытый урок, С.А.Есенин
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1 МБ)