ВВЕДЕНИЕ
Проблема
Каждая картина несёт какой-то подтекст. Многие любители искусства, порой, рассматривая картины известных художников, даже не подозревают о тайном смысле, глубоко заложенном в них творцами. Какая тайна кроется в картинах Нестерова?
Актуальность
По мнению населения разных стран, международное влияние нашей страны снижается и ее авторитет падает, а напряженность возрастает».
Перед нами, русскими, встают вопросы: «Что мы делали не так? Как жить дальше?»
Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ века стало одним из востребованных. Этим объясняется и возникшее в последние годы внимание к М.В.Нестерову, творчество которого проникнуто религиозностью.
Исследователи живописи Нестерова всё внимание сосредотачивали на портретах знаменитых людей, а религиозные картины, которые он писал, воспринимались ими как ранее. Это привело к тому, что многие картины на религиозные темы не вызывали внимания. Поэтому актуальность исследования определяется рассмотрением религиозной живописи Нестерова.
Объект исследования: живопись М.В.Нестерова.
Предмет исследования: религиозная проблематика живописи М.В.Нестерова.
Цель исследования: осмысление духовных ценностей живописи М.В.Нестерова, включающей в себя картины на религиозные темы.
Задачи исследования:
- выявить религиозные произведения, созданные художником;
- проследить духовно-нравственные искания Нестерова, отразившиеся в его религиозной живописи;
- обозначить отношение Нестерова к православной вере как мировоззренческой основе творчества.
Методы исследования.
В ходе работы над исследованием были применены следующие методы:
- сравнительно-исторический метод позволил выделить произведения М.В.Нестерова в русском религиозном искусстве конца XIX – первой половины ХХ столетия;
- историко-типологический метод помог сгруппировать произведения по определённой тематике, определить их значение в творческом развитии художника;
- метод стилистического анализа позволил проследить изменения в живописи Нестерова, творческий путь художника.
Временные рамки исследования: сентябрь – январь.
Гипотеза исследования: религиозная проблематика живописи М.В.Нестерова сохраняется на протяжении всего его творчества, обогащаясь новым содержанием.
Теоретическая значимость: познание русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века через произведения М.В.Нестерова, творчество которого проникнуто религиозностью.
Практическая значимость данной работы заключается в её направленности на усвоение знаний о творчестве М.В.Нестерова, формирование навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала подростков.
ГЛАВА Ι. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ НЕСТЕРОВА
1.1.НАЧАЛО ПУТИ ХУДОЖНИКА
Весенним тёплым вечером 19 мая 1862 года в семье уфимских купцов Нестеровых родился будущий художник, которого назвали в честь деда Михаилом. «Родился я десятым. Было еще двое и после меня, но, кроме сестры1 и меня, все дети умерли в раннем детстве. Род наш был старинный купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы с юга, из Ельца.
___________________
1 https://knigogid.ru/books/817246-davnie-dni/ "Давние дни" Нестеров Михаил Васильевич.
«Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной не делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги, а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком. Пробовали меня класть в печь, побывал я и в снегу на морозе, пока однажды не показалось моей матери, что я вовсе "отдал богу душу". Меня обрядили, положили под образа. На грудь положили небольшой образок Тихона Задонского. Мать молилась, а кто-то из близких родственников поехал к Ивану Предтече2 заказать могилу возле дедушки Ивана Андреевича Нестерова. Но случилось так: одновременно у тетушки Е.И.Кабановой скончался младенец, и ему тоже понадобилась могилка. Вот и съехались родственники и заспорили, кому из внуков лежать ближе к дедушке Ивану Андреевичу. А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила бога, приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и преподобный Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни. С этого счастливого случая мое здоровье стало крепнуть, и я совершенно поправился». [1]
___________________
2 http://art-nesterov.ru/biography Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. Текст А. Гусарова
В книге «Давние дни» Михаил Васильевич с теплотой в душе вспоминает о своём детстве. Некоторые события ему были особенно дороги и навсегда запомнились.
Один из случаев относится к трём годам: он с сестрой ждёт родителей, которые уехали на свадьбу к уфимскому городскому голове, который выдавал свою дочь замуж. Родители должны были вернуться из гостей с подарками. «Гостинцев мы … так и не дождались, - заснули. Получили их на другой день утром. Чего-чего тут не было: каких конфет в таких нарядных бумажках, золотых и серебряных, с кружевами и картинками! Некоторые долго сохранялись у нас в семье. А что памятней всего у меня осталось - это крупный-крупный виноград, целые грозди винограда. Его вид и вкус навсегда остались в моей памяти, и мне потом всю жизнь казалось, что такого вкусного и крупного винограда я не ел никогда», - писал Нестеров.
Михаил Васильевич вспоминал гостинцы, привозимые отцом с ярмарки, игрушечную лошадку, на которой он часами «скакал». Всплывали в памяти и народные гулянья на пасху, и масленичные балаганы и катанья, и красоту цветущей черёмухи, и фигурки из воска или теста, вылепленные им и его сестрой в зимние вечера. Не забывал, как лёжа животом на ковре, он рисовал лошадку Бурку, представляя её арабским скакуном. Но мысли стать художником у него не было.
Говоря о детстве, он называл себя шалуном, озорником, баловником. Наказывали его не раз – и за невзначай съеденную с приятелем приготовленную для гостей вкусную зернистую икру, и за устраиваемые цирковые представления с желанием сделать акробатом толстого щенка Шарика, и за другие проказы. Фантазия мальчика была неистощима на выдумки, но родители крепко любили своего «ненаглядного» сына.
Он мечтали, чтобы их сын стал помощником, но за прилавком шустрый мальчик становился неуклюжим, непонятливым, ему было всё равно, есть покупатели или нет.
Родители видели, что никаких способностей к торговому делу у него нет. В десять лет мальчика отдали учиться в уфимскую гимназию, а спустя два года убедились, что толка из его учения в этом заведении не будет, и решили отвезти сына в Москву – «отдать в чужие руки, чтобы не баловался». Отец, желавший видеть в сыне купца, подумал, что профессия инженера – механика не менее солидная. Но экзамена в Императорское техническое училище, выбранное для поступления, Михаил не выдержал, и его определили учиться в реальное училище. Учился он неважно: ему не давалась арифметика, но по чистописанию он получал пятёрки с плюсами и восклицательным знаком. В училище Миша прославился как предводитель разных проказ, а вскоре и успехами в рисовании. Его рисунками и украшениями класса к праздникам приходили любоваться учителя и ученики других классов.
В 1876 году Воскресенский, директор училища, уговорил отца определить своего сына в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время в печати стали появляться его рисунки на сказочные темы: «Баба – Яга», «Руслан и живая голова», «Ночь на Ивана Купалу».
«Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. Его искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, - оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу». [2]
Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь.
Неудовлетворенный собой, он мечется, оставляет училище и в 1881 году становится студентом Академии художеств в Петербурге. Причиной этого поступка было желание получить более серьёзную подготовку. Михаил полагал, что приобрести её он сможет именно в Петербурге. Но надежды его не оправдались, несмотря на то, что в Академии преподавал замечательный педагог П.П.Чистяков, Нестерову не по душе была его система обучения. Ему не нравилось, что Чистяков учил серьезным профессиональным навыкам с шутками и прибаутками. И в свои юные годы, не сумев по достоинству оценить его педагогический метод, он вместо занятий начал посещать Эрмитаж, где познакомился с М.Врубелем, Крамским.
В 1882 году, весной, он возвращается в Москву с намерением восстановиться в училище живописи к В.Г.Перову. Но к тому времени В.Г.Перов был уже при смерти. М.В.Нестеров пишет умирающего В.Г.Перова. Он очень расстроен его болезнью и смертью.
После смерти своего учителя М.Нестеров опять возвращается в Академию художеств, но вскоре вновь покидает её.
Начинающий художник желал, подобно Перову, заботиться не о колорите, рисунке или фактуре живописи, а задеть за сердце зрителя, пробудить его ум. Серьезное изучение вопросов техники считалась в те времена недостойным передового художника.
Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родном городе - Уфе. Здесь познакомился со своей будущей женой Марией Ивановной Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая встреча» («Конский топ»). Эта работа явилась началом изображений М.И.Мартыновской. В дальнейшем он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И.Мартыновской с подписью «Ученик В.Г.Перова».
Дочь Нестерова О.М. Шретер писала о своей матери: "Первый весенний цветок с его тонким ароматом. Никакого внешнего блеска. Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Почти через шестьдесят лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом". "Судьба", "суженая" - излюбленное слово их обоих в письмах. Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на простоту и бедность, по-своему горда... Над всеми чувствами доминировала особая потребность не только быть любимой, но любить самой безгранично, страстно, не считаясь даже с условностями того далекого времени». [3]
Вскоре он восстановился в училище живописи, где на экзамене в 1885 г. получил за 3 http://art-nesterov.ru/biography Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. Текст А.Гусарова все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф.Романова» — награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».
В дальнейшем Нестеров, перебравшись в Петербург с целью получить звание свободного художника, тяжело заболевает, а Мария Ивановна на лошадях из Уфы бросается его выхаживать. И хотя родители Нестерова были против их брака, молодые обвенчались без благословения родителей 18 августа 1885 года. В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла его жена. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской и подписал «Последнее воскресенье. 1 июня 1886 г».
«Лишь первая и самая истинная, как считал Нестеров, любовь и потрясение от смерти молодой жены совершают в нем психологический и творческий переворот. Он находит, наконец, свою тему и свой художественный почерк. Нестеров, пытаясь заглушить горе, воскрешает любимые черты на бумаге и холсте. Рисуя портреты жены, он показывает, что души их неразлучны. «Он написал ее портрет в подвенечном платье, вспоминая, какой цветущей, стройной, сияющей внутренним светом она была в день свадьбы. "Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор, - вспоминал Нестеров в старости, безжалостно описывая и себя, маленького, неуклюжего, с бритой после болезни головой. - Куда был неказист!" [4]
Мария Ивановна становится и Царицей, и Машей Троекуровой, и барышней-крестьянкой, и Татьяной Лариной в иллюстрациях к произведениям Пушкина. Не расстаётся он с дорогим образом, расписывая и Владимирский собор.
Нестеров проявляет серьезный интерес к историческим темам. Мастерство молодого художника растёт, в картинах появляются отдельные колористические находки, но общий тон по-прежнему остаётся темным: «Шутовской кафтан» (1885), «Избрание Михаила Федоровича на царство» (1886).
Последние годы пребывания Нестерова в училище оказались для него годами размышлений и исканий.
В 1886 году оканчивает училище и получает звание «классного художника» и серебряную медаль за картину «До государя челобитчики». В этом произведении автор передал эпизод обращения с челобитной к государю во время его шествия в храм. Это ещё не Нестеров зрелого периода, но уже вполне очевидна присущая ему достоверность в изображении быта, заметная в предыдущих картинах, и проявившаяся новизна: мастер стремится не к детальному раскрытию взаимодействия между людьми, а к передаче определённого состояния и настроения. Удачей картины является образ подростка – мечтательного и хрупкого, держащего в руках светильник. В этом образе уже угадывался нестеровский тип, который будет характерным для его творчества.
4.http://art-nesterov.ru/biography Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. Текст А.Гусарова
На ученических выставках он показывал свои эскизы жанровых сценок, но эти работы не доставляли ему настоящей радости. Михаил чувствовал, что бытовой жанр не его призвание.
Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не устроили.
Художник продолжает свою работу в области жанровой живописи. Особенно интересовала его история XVI – XVII вв. «На всплеск интереса большого количества художников конца XIX века к жизни и быту допетровской Руси, – пишет Н.П. Шарандак, – влияли искромётные успехи исторической науки этого периода, а особенно, книга И.Е.Забелина «Домашний быт русских царей XVI и XVII столетий».
Нестеров пытается найти близкие ему образы и темы. В 1866 – 1889 годах он с полной отдачей занимается книжной и журнальной графикой, в результате чего выпускает оригинальные произведения. Он иллюстрирует «Конька-горбунка» П.П.Ершова, «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, русские народные песни и сказки, и везде проявляет себя не только как мастер рисунка, но и как художник, способный понять самую суть литературного произведения.
Большое значение для дальнейшей эволюции художника имеет и картина «Христова невеста» (1887). Она вся пронизана настроением тихой, но светлой печали. Образ девушки, отрешённой от всего земного, станет излюбленным женским персонажем Нестерова в дальнейшем. Эта картина завершает первый период творчества художника.