Слепой и слабовидящий должны
быть обучены тому, что зрячий постигает сам.
Л.С.Выготский
Мы, учителя-дефектологи МБДОУ «Детский сад № 78», представляем свой опыт работы по теме «Тифлокоррекционное обучение слабовидящих дошкольников по системе Л.Брайля».
Цель: подготовить слабовидящих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Л.Брайля.
Младший дошкольный возраст.
Задачи:
- Формировать представления о строении и назначении рук и пальцев.
- Обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами.
- Выполнять задания по инструкции педагога на макро плоскости, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Старший дошкольный возраст
Задачи:
- Узнавать с помощью осязания и остаточного зрения цифры и буквы Брайлевского алфавита.
- Учить выкладывать буквы на разборной азбуке по Брайлю.
- Упражнять в написании букв грифелем на приборе Брайля.
Проанализировав цели и задачи, мы разработали систему последовательного обучения слабовидящих дошкольников по Л. Брайлю «Глаза на кончиках пальцев».
Система состоит из 2-х периодов обучения
- 1-й период: «Играя – учимся!»
- 2-й период: «Учимся – играя!»
Каждый период состоит из нескольких этапов.
Последовательное обучение слабовидящих дошкольников мы раскроем в данных этапах.
I период: «Играя – учимся!» (дети младшего возраста)
1 этап: Знакомство с левой, правой рукой и названием пальцев
На данном этапе знакомим детей с куклой, используем пальчиковые игры, настольные театры, игры-потешки. В игровой форме дети легче усваивают и запоминают.
2 этап: Пальчиковые игры, массаж. Выполнение различных фигур пальцами
Используем упражнения-тесты, пальчиковые игры и упражнения, тренинги для рук и пальцев: «Флажок», «Очки», «Домик», «Корзина» и др. Для развития моторики используем различные массажеры: «Су-Джок», эспандеры, звуковые шарики, сухой бассейн, горошины, бусинки, массажные коврики и др.
Учим выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать с помощью пальцев различные движения. Уделяем должное внимание упражнениям, играм, ритмичным заданиям на развитие мелкой моторки и координации движений рук.
3 этап: Обучение правильному обследованию игрушек и предметов
Рельефная унификация.
Обучаем ребенка правильному обследованию предмета, т.е. при осязательном восприятии ощущать, чувствовать предмет с помощью руки и пальцев и проводить различные действия с ним. Развиваем зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность
Используем повязку на глаза, чтоб ребенок мог мысленно создать образ предмета и выразить его словами.
Для развития осязательного восприятия и мелкой моторики применяем вариативность тактильного обучения с применением рельефной унификации: используем тактильную палку, тактильные книги (издательские и рукодельные), тактильные лабиринты; тактильно-дидактические игры и пособия: «Узнай на ощупь», «Что в мешочке», «Умелые ручки», «Пришей пуговицу», вкладыши, шнуровка и др.
4 этап: Работа на макро- и микроплоскости и тифлостанках.
Знакомим детей с авторским дидактическим пособием тифлостанок: это деревянный прямоугольный планшет с шестью равных симметрично расположенных столбиков по принципу Брайлевского шеститочия: 3 - справа, 3 - слева; 2 - вверху, 2-внизу, 2 - в середине. По заданию педагога ребенок надевает разноцветные резиночки на столбики: например, резинку красного цвета на правый верхний столбик, резинку зеленого цвета на левый нижний столбик, резинку синего цвета на средний столбик справа, оранжевого цвета – на средний столбик слева и т.д. Закрепляем расположение столбцов по принципу шеститочия: верхние (нижние), правые (левые) стороны.
Учим располагать на макроплоскости игрушки и предметы перед собой: вверху-внизу, справа-слева. Используем дидактические игры и пособия: «Цветное поле», «Стрелоплан», «Штриховка», «Выдели, сосчитай и обведи», «Что забыл нарисовать художник?», «Работа с палочками» и др.
Также используем дидактические игры и пособия: «Цветное поле», «Стрелоплан», «Штриховка», «Выдели, сосчитай и обведи», «Что забыл нарисовать художник?», «Работа с палочками», «Умный шнурок» и др.
I-й период обучения в основном проходит в игровой форме и его главная задача, развить у детей осязательное восприятие и мелкую моторику, тактильные навыки, ориентировку на микро- и макроплостости, умение выполнять задания педагога по инструкции, что в дальнейшем позволит ребёнку плавно перейти ко II-му периоду обучения.
II период: «Учимся – играя !» (старший возраст)
1 этап: Работа с карточкой по принципу расположения
Брайлевского шеститочия. Работа в повязке на глазах.
Продолжаем обучать ориентировке на картонном прямоугольнике по принципу Брайлевского шеститочия. Прямоугольник разделен на шесть равных квадратов, в каждом квадрате цветной кружок. Ребенок находит и правильно называет цветные кружки в каждом квадрате прямоугольника. Научить держать прямоугольник так, чтобы срез угла находился внизу справа.
Знакомим с повязкой на глаза. Учим на ошупь, с повязкой на глазах, находить разные по размеру пуговицы в квадратах прямоугольника; усложнение – через ткань.
2 этап: Работа на разном материале с цифрами и буквами Брайлевского алфавита
Знакомим с цифрами и буквами Брайлевского алфавитана разном материале: дерево, пенопласт, картон, кубик-буква, разборная азбука (в порядке уменьшения: от большего размера к меньшему). Объясняем, что определенное расположение «кнопок», «дырочек» обозначает букву.
Представляем авторское изготовление букв Брайлевского алфавита на дереве, пенопласте, картоне. Узнавать с помощью осязания и остаточного зрения буквы Брайлевского алфавита. Такое обучение способствует в дальнейшем легче ориентироваться на разборной азбуке и приборе по Брайлю.
В 2020 г. мы разработали дидактическое пособие «Школа «Лесовичка», с которым участвовали в городском конкурсе для педагогов образовательных учреждений «Учись играя!», проводимым ПМПК г.Рязани и по итогам конкурса заняли 3-е место.
Дидактическое пособие «Школа «Лесовичка»
Цель: Формирование умений и навыков слабовидящих детей старшего дошкольного возраста по овладению системой обучения по Л.Брайлю.
Задачи:
- Закрепить навыки распознавания рельефно-точечного шрифта путем осязательного восприятия и тактильной чувствительности.
- Упражнять в классификации по принципу: соответствие количества точек на карточке с учетом этажности домика.
- Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику, ориентировку на микро- и макроплоскости, автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза.
- Развивать логическое мышление, воссоздающее воображение, память, умение классифицировать, делать выводы и простейшие умозаключения.
Оборудование:
- Панель 4-х этажного дома «Школа «Лесовичка»;
- Буквенные карточки по Л.Брайлю (гласные – красного цвета; согласные – синего цвета);
- Игрушка «Незнайка».
Варианты использования пособия (игры)
Вариант № 1.
- Приход Незнайки с набором карточек рельефно-точечного шрифта (букв).
- Дети знакомят Незнайку с буквами Брайлевского алфавита, их назначением и приглашают Незнайку в «Школу «Лесовичка».
- Дети предлагают Незнайке запомнить буквы (гласные - на красном фоне, согласные - на синем) по точкам и их месторасположении.
- Дети расставляют буквы на этажи домика: количество точек на карточке должно соответствовать этажу домика «Школы «Лесовичка».
Вариант № 2.
Дети проверяют правильность выполнения задания Незнайки.
- Незнайка перепутал местоположение букв в соответствии с этажностью домика.
- Незнайка поставил буквы без учета правильности расположения буквы (ориентир – срез на букве в правом нижнем углу).
Предполагаемые результаты
- Слабовидящий ребенок научится тактильным способом, применяя остаточное зрение, знать и распознавать гласные и согласные буквы по Л.Брайлю.
- У слабовидящих детей значительно улучшится осязательное восприятие, тактильная чувствительность, мелкая моторика, ориентировка на микроплоскости, автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза.
- В обучении применяем подход: «Учимся, играя!»
Авторское дидактическое пособие «Школа «Лесовичка» представлено как комплексное, поэтапное обучение слабовидящих детей по системе Л.Брайля, способствующее успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с патологией зрения.
3 этап: Работа с кубиком-буквой. Работа на колодке по выкладке букв и цифр
Знакомим с кубиком-буквой. Учим с его помощью собирать комбинации из шести точек, т.е. любую букву Брайлевского алфавита. Работа с кубиком развивает подвижность суставов и эластичность мышц пальцев. Движения пальцев и всей руки становятся более свободными, таким образом помогают подготовить кисть к работе с грифелем и на приборе по Л.Брайлю.
Знакомим с разборной азбукой по Брайлю: в колодке-строке имеется 10 шеститочий. Для составления нужной буквы в отверстие шеститочия вставляются пластмассовые «гвоздики». Обучение начинаем с более легких комбинаций: буква «А» состоит из одного «гвоздика» и располагается в левом верхнем углу; буквы «Е», «И», «Б», «К», «Ц» состоят из 2-х «гвоздиков» и т.д. Учить, с повязкой на глазах, пальцами узнавать и правильно называть эти буквы. Работа на разборной азбуке развивает осязание, мелкую моторику кистей рук; движения пальцев становятся более уверенными и точными.
4 этап: Работа на колодке по составлению слов. Знакомство с грифелем
На разборной азбуке по Л.Брайлю упражняем детей в составлении слов из знакомых букв: ДОМ, СОК, БАК, МАМА, РЫБА + свое имя.
Учим узнавать и находить на ощупь заданную букву среди других букв.
Знакомим с грифелем. Учим правильному захвату рукой: взять грифель в правую руку, указательный палец положить в углубление ручки грифеля, средний палец прижимается к стержню, безымянный и мизинец слегка прижаты к ладони. Грифель располагается строго вертикально.
5 этап: Работа с прибором по Л.Брайлю и грифелем
Познакомить с прибором и тетрадью для письма по Брайлю.
Вкладывать лист бумаги и закреплять его в приборе. Правильно держать грифель, учить протыкать им закрепленную бумагу в приборе. Находить нужную строку и клетку в строке. Учить накалывать грифелем точки в заданном порядке. Выполнять различные задания на письменном приборе.
Закрепить навыки ориентировки в приборе и в клетке, развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику, точность движения рук при выполнении заданий, формировать правильное распределение мышечной нагрузки руки - все это, в комплексе, помогает подготовить пальцы и кисть руки слабовидящего дошкольника к письму и чтению по системе Л.Брайля.
Коррекционно-педагогические занятия со слабовидящими детьми проводятся индивидуально в первую половину дня с учетом офтальмо-гигиенических рекомендаций для каждого ребенка (посадка, зрительная и тактильная нагрузка, тифлодидактический материал).
На каждом занятии проводим пальчиковую гимнастику и комплексы упражнений и тренингов для снятия зрительного утомления, расслабления и отдыха глаз по методикам отечественных и зарубежных офтальмологов. В младшем возрасте добиваемся согласованности действий руки и глаза, в старшем возрасте формируем у детей автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза в предметно-практической деятельности.
Выпускники нашего детского сада успешно обучаются в классе по Л.Брайлю коррекционной школы-интерната № 26 г. Рязани.
Таким образом, последовательная, целенаправленная работа по обучению слабовидящих дошкольников по системе Л.Брайля в детском саду с использованием авторского дидактического материала подготавливает базу для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
С презентацией «Тифлокоррекционное обучение слабовидящих дошкольников по системе Л.Брайля» мы делились опытом работы на региональном семинаре «Единое пространство: детский сад-библиотека-школа-центр детского творчества как среда общения, развития и образования детей с нарушениями зрения» на базе Рязанской областной специальной библиотеки для слепых. (30.11.2020 г.)