Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Развивающая предметная среда — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Непременными условиями построения РППС в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

За основу мы взяли следующее определение РППС: «Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Задачи развивающей среды:

  1. обеспечивать интенсивную, непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности;
  2. побуждать к активному исследованию окружающего мира;
  3. обеспечивать разнообразие выбора детей на основе их интересов и потребностей;
  4. способствовать развитию положительных наклонностей.

В построении среды следует учитывать:

  • индивидуальные особенности развития каждого ребенка; интересы группы в целом; не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи. При выборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает на развитие»);
  • игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно.

Условно их можно разделить на три категории: сегодня (материалы, с которыми дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия), вчера (материалы, известные и освоенные на личном опыте используемые в повседневной жизни для приобретения новых знаний), завтра (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

При организации среды следует не забывать и об уровне развитии мышления ребенка в соответствии возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.