Диалог эпох: И.С.Бах и современность. Евангельские сюжеты и «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Мастер-класс, Профессия — педагог

Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах


Бах Иоганн Себастьян (1685-1750). Родился в Эйзенахе (Германия). Сын музыканта. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении XVII-XVIII веков несколько поколений музыкантов. Десяти лет остался сиротой. Его приютил брат, органист в городе Ордруфе, у него же он брал и первые уроки музыки. С 1703 года Бах начинает свою самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как скрипач в Веймаре, а потом – как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре. В течение пяти лет он исполнял функции придворного капельмейстера при одном из княжеских дворов в Кетене (1717-1723).

Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. В лице своей новой жены – Анны Магдалены – композитор нашёл идеального друга и помощника. Она занималась воспитанием детей (четверых от первого брака!), искренне интересовалась работами мужа, переписывала его произведения.

В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца своей жизни.

В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что и Генделя, – болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему».

Бахом создано более 1000 произведений разных жанров. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения мало отличаются по стилю от церковных. В творчестве Баха нашли отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, итальянская опера и итальянская скрипичная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка.

При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Подлинный интерес к его творчеству возникает в 20-е годы XIX века. Уже первые издания его произведений вызвали такой огромный интерес, каким не пользовался ни один другой композитор той эпохи.

Насколько велик был интерес Баха к техническому прогрессу в области музыкальных инструментов может свидетельствовать тот факт, что сразу после осуществления реформы клавишных инструментов и введения так называемого «темперированного строя» он написал свои прелюдии и фуги «Das Wohltemperierte Klavier» («Хорошо темперированный клавир»), доказывая тем самым возможность исполнения произведений во всех тональностях, что при прежней системе было совершенно невозможно.

Среди клавирных сочинений Баха на первое место нужно поставить первый и второй том «Клавира хорошего строя». Они были составлены Бахом соответственно в 1722 и 1744 годах

Отдельные попытки составления многотональных циклов существовали несколько раньше (среди них 17 клавирных сонат Пахельбеля), но историческое значение получил именно творческий труд Баха.

Прелюдии и фуги – высшее выражение баховского полифонического письма в музыке для клавира. Это единство двух пьес, своего рода «малый цикл».

В прелюдии чаще всего не было заявленной темы и движение шло волнами как бы центробежно от начала к концу. Это длящееся,  «текущее» становление образа можно уподобить отражению в реке.

В противоположность подобного метода фуга сосредотачивает внимание на теме как зерне образа, многократно ее проводит. Образ возникает единый, но более четко очерченный, как бы охваченный объемно, с разных сторон.

Фуга может воплощать любые образы – лирические, героические, величественные, скорбные, радостные, спокойно-сосредоточенные, идиллические и т.д.

Прелюдия в образном смысле тоже не имеет четких ограничений. Отчетливее всего здесь проявляется принцип контраста, при единстве образного наклонения в цикле. Чем более зрелой, развитой, совершенной в своей концентрации становилась фуга, тем важнее представлялось подчеркнуть это дополняющим контрастом.

Бетховен, изучавший «Клавир» с детства, называл его своей «музыкальной библией». Шуман, который, по собственному признанию, в минуты тяжелых жизненных невзгод «искал спасения у Баха», писал еще в юности: «Баховский “Wohltemperiertes Klavier” является моей грамматикой, притом лучшей. Фуги я самостоятельно проанализировал одну за другой вплоть до тончайших разветвлений; польза от этого велика, а каково морально-укрепляющее на человека в целом, ведь Бах был в полной мере человеком; в нем не было ничего половинчатого, нездорового, все писалось на вечные времена». А в зрелые годы он в «Жизненных правилах для музыкантов» прямо наставлял молодого музыканта: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастиана Баха». Антон Рубинштейн буквально благоговел перед Бахом.

Словом, никогда еще музыкальное сочинение со строгой дидактической установкой не имело столь огромной эстетической значимости. «Эта музыка, - по великолепному суждению Пабло Казальса, - наилучший источник молодости. Она обновляет душу…»

Создавая это произведение, Бах ставил перед собой вполне определенную цель: ознакомить играющих на клавире со всеми двадцатью четырьмя мажорными и минорными тональностями, многие из которых до того времени не были в употреблении. Вот полное заглавие цикла, которое Бах поместил на титульном листе автографа первой части «Хорошо темперированного клавира»: «Клавир хорошего строя, или Прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, или До, Ре, Ми, так и терций минорных, или Ре, Ми, Фа. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении, составлено и изготовлено Иоганном Себастианом Бахом – в настоящее время великокняжеским Ангальт-Кётенским капельмейстером и директором камерной музыки. В году 1722».

Прелюдии 1-й части написаны чаще в простой, непритязательной, но всегда достаточно убедительной и, главное, разнообразной форме. Одни из них напоминают инвенции (двухголосные и трехголосные), другие сходны по характеру с «арией», третьи близки по духу к танцевальным пьесам. Обращают на себя внимание также элементы импровизационности, свойственные некоторым прелюдиям (например, до минор, Ре мажор, ре минор).

Фуги 1-й части свидетельствуют, пожалуй, о еще большем разнообразии и творческой фантазии Баха. Каждая из них, по меткому выражению одного из исследований Баха, - «как бы вычеканенный на медали профиль», который определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством голосов и их взаимодействием. Они представляют собой не «искусно выполненный механизм», а «организм», полный жизни; лишь незначительное число их написано в плане строгой школьной фуги, остальные построены с редкой изобретательностью и сочетают в себе закономерность и свободу. Одиннадцать фуг 1-й части – трехголосны, десять – четырехголосны, две – пятиголосны, и одна (ми минор) – двухголосна. Среди фуг 1-й части нет ни одной двойной фуги, но есть одна тройная – до диез минор.

Полифонию Баха со всеми ее контрапунктическими сложностями можно рассматривать – с известной точки зрения – не только как многоголосие, но и как многообразность. Отдельные голоса в фугах – это как бы «актеры», воплощающие на «сцене» определенные образы; то они выходят на первый план, то отступают на второй и даже на третий, совсем в глубь сцены. Но никогда они не теряют образного характера, своего индивидуального лица, не выпадают из общего «драматургического действия».

Болеслав Леопольдович ЯВОРСКИЙ (1877-1942). Музыковед. Исследователь клавирных циклов Баха. Яворский утверждал: в этом произведении выражены важнейшие нравственные идеалы баховской эпохи, воплощенные в евангельских образах.

Первые записи о «Хорошо темперированном клавире» датируются 1897 годом. Последние – 19 ноября 1942 года, за неделю до смерти.

Баховские семинары, которые вел Яворский сконцентрировали в себе важнейшие черты его педагогического метода: «научить понимать образное содержание и, как следствие, - установить, как исполнять данное произведение».

Вне всякого сомнения, Яворский сильнее других ощущал этический свет, исходящий от музыки Баха. Возможно, в числе начальных импульсов… было желание передать эту духовную энергию своим ученикам, воспитав в них не только профессиональные, но и моральные качества, подобно тому, как это делал сам Бах на протяжении своей жизни.

Важнейшие положения системы взглядов Яворского на клавирное творчество Баха:

  1. В баховскую эпоху обширная группа жанров светского направления была связана с библейской тематикой.
  2.  В основе большинства прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» лежат мелодии протестантских хоралов, общеизвестных в Германии XVI-XVIII веков и поэтому даже без текста сообщавших слушателям-современникам композитора устойчивые образно-смысловые ассоциации.
  3.  Понять содержание баховских клавирных циклов помогают использованные в них музыкально-риторические фигуры, интонационные символы, исторически сложившиеся на протяжении столетий.
  4.  ХТК тесно связан с другими сочинениями Баха. Выявление автоцитат проливает свет на скрытый смысл многих прелюдий и фуг.
  5.  Прелюдии и фуги ХТК объединяются в несколько внутренних циклов, соответствующих основным вехам евангельского повествования.

«Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна БАХА Исполнители: Розалин Тьюрек, Гленн Гульд, Фридрих Гулда, Андраш Шифф.

Все исполнители позиционируются на музыкальном рынке как эталонные исполнители И.С.Баха.

ТЬЮРЕК Розалин (14.XII.1914 - 17.VII.2003) В центре ее творческих интересов был Бах. Еще во время обучения ее в Джульярдской школе, декан фортепианного факультета, известный педагог Э. Хатчесон, услышав, как девушка играет Вариации на тему Гольдберга, спросил: "Сколько произведений Баха знает эта ученица?" Последовал лаконичный ответ педагога: «Все, от первой до последней ноты».

ГУЛЬД Гленн Херберт (англ. Glenn Herbert Gould, 25 сентября 1932, Торонто, Канада — 4 октября 1982, Торонто, Канада) Главным композитором Гульда был, безусловно, Иоганн Себастьян Бах, а наиболее важным баховским произведением — «Гольдберг-вариации», которые он исполнял всю жизнь (две знаменитые записи «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гульда датируются 1955 и 1981 годами). Его запись «Гольдберг-вариаций» получила две премии «Грэмми» («Лучшее инструментальное исполнение сольным исполнителем без оркестра» и «Лучший классический альбом»).

ГУЛДА Фридрих (16.V.1930 - 27.I.2000). Он без лишней скромности и сам говорил, что "в 17 лет уже знал все секреты фортепианного ремесла", а к 20 годам это признали и критики. Но тут-то и начались его капризы. Пианист увлекся джазом. В 1962 году Гулда объявляет, что он решил вовсе оставить традиционную музыку и целиком переключиться на джаз. В то время он декларировал: "Мы живем в переходное время. Старое искусство уже больше не имеет ценности, хорошее новое искусство почти отсутствует. Создавать его - наша задача". К счастью, такой максимализм владел им недолго. Спустя полтора года артист вновь вернулся к обычной фортепианной музыке, но не отказался и от своих экспериментов.

ШИФФ Андраш (венг. András Schiff, 21 декабря 1953, Будапешт) — британский классический пианист венгерского происхождения. Считается одним из лучших интерпретаторов Бетховена, широко известен как исполнитель Моцарта и Баха.

Разница исполнительских трактовок довольно значительна. Если принимать истину как что-то застывшее, что следует усвоить и просто передать следующим поколениям, то такой широкий диапазон трактовок – вне этого утверждения. Но противоречат ли исполнительские трактовки друг другу? Если концепция Яворского верна и основа прелюдий – текст Евангелия – насколько версия каждого исполнителя приближается к главной идее произведения? Есть ли «правильное» исполнение? Многообразие интерпретаций - расширяет и углубляет наше понимание, или выбивает опору из-под ног, лишая нас четких ориентиров заложенных в традициях, правилах, обычаях?


Гленн Гульд

Р.Тьюрек

Фридрих
Гулда

Адраш Шифф

Разница

Пр № 1

2:23

2:59

2:08

1:55

179

114

157%

фуга № 1

1:57

2:35

3:10

2:00

190

117

162%

Пр № 4

2:41

3:19

1:56

2:40

199

116

172%

фуга № 4

3:06

5:00

3:55

3:55

300

186

161%

ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА № 1 C-Dur, ХТК, т. I (версия Б.Л.Яворского)

Ассоциативный образ: БЛАГОВЕЩЕНЬЕ.

«В прелюдии передан процесс трепетного ожидания, приобщения к духовному, в фуге – постижение этого приобщения, приятие этой перемены».

Библейский текст: «…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим;… ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лука 1, 26-38)

Хоральная мелодия: «Du meine Seele, singe» (прелюдия), «Allein Gott in der Höh’ sei Her’» (Das Gloria), «Was Gott tut, das ist wohlgetan», Der Lobgesang der Maria (Das Magnificat) (тема фуги; она же звучит в прелюдии)

Авторы произведений изобразительного искусства на данный сюжет: Леонардо да Винчи, Боттичелли, ван Эйк, Мемлинг, Пьеро дела Франческа, Дюрер, Эль Греко, Веронезе, Джотто, Симоне Мартини, Кранах; немецкий художник эпохи Баха Иоганн Петер Брандль (1668-1735).

Прелюдия: музыка полна «ангельского света», чистоты и надежды, пронизана удивительно спокойным, уравновешенным, созерцательным настроением. Возникает ассоциация с ангелами, играющими на лютнях. По мнению Яворского присутствуют и другие изобразительные моменты: символически переданы земля, небо, эфир, колебания крыльев. Звучание прелюдии все время как бы «планирует»: уходит сверху вниз, затем следует небольшой подъем – и снова спуск. В конце прелюдии обращает на себя внимание речитатив, который может быть истолкован как «весть».

Фуга: тема соответствует словам Марии «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лука 1, 38). Истовость веры выражена в фуге с помощью постоянного звучания темы при полном отсутствии интермедий. В последних тактах фуги – риторическая фигура восхождения, соответствующая словам Евангелия: «И отошел от Нее Ангел».

Как известно, Ш.Гуно создал на основе прелюдии знаменитую «Ave Maria». Близки прелюдии C-Dur I еще несколько сочинений на текст «Ave Maria»: ля-мажорный дуэт Сен-Санса (фортепианное сопровождение которого построено на той же гармонической фигурации шестнадцатых), и пьеса итальянского композитора  Ригини. Возможно, подобное сходство не случайно и существовала линия исторической памяти, на протяжении полутора столетий шедшая от современников и учеников Баха.

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ (лат. Annuntiatio — возвещение) — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа.

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Августин писал: « через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».

Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира — таким образом, человечеству был дан второй шанс.

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого ДухаИллюстрация, помещенная на странице Википедии, посвященная Благовещению – картина Фра Анджелико (1400-1455) «БЛАГОВЕЩЕНИЕ». В книге Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» так рассказывается об этой картине:

Ангел склоняется перед юной девушкой

Архангел Гавриил явился Деве Марии возвестить ей о том, что скоро у нее родится сын. Ангел говорит ей, что это будет сын Божий и что имя ему будет Иисус. Он с почтением склоняется перед Марией, сложив руки на груди, а она, сидя со скрещенными руками, тоже отвечает ему поклоном. Эта сцена описана в Евангелии от Луки и называется «Благовещение» («благая весть»).

Почему Мария не удивляется, увидев ангела?

На самом деле ангела видим только мы. Художник изобразил его, чтобы сделать сцену понятнее. Мария его не видит, она только слышит его голос. Конечно, она могла бы выглядеть удивленной и даже испуганной. Некоторые художники рисовали ее именно так, но Фра Анджелико решил подчеркнуть спокойствие Марии. Она внимательно слушает ангела и принимает его слова с глубоким смирением.

Что за люди слева в саду?

Это Адам и Ева. Картина рассказывает две истории сразу: «Благовещение» и «Изгнание Адама и Евы из рая» (Ветхий Завет). Первые люди были изгнаны из рая за то, что ослушались Бога и вкусили плод от Древа познания добра и зла. Над ними парит ангел в розовом; он смотрит, как они удаляются.

И у ангела, и у Марии розовые одежды и светлые волосы

Так художник показывает, что Мария и ангел находятся в согласии и полностью понимают друг друга. Их волосы золотятся на солнце, их одежды похожи по цвету. Щеки у них тоже розовые. Это очень нежный цвет, нежный, как кожа младенца, который скоро родится.

Плащ Марии и потолок над ней одинакового темно-синего цвета

Это не просто потолок: он скругляется кверху и образует темно-синий свод. Свод усеян золотыми звездочками и символизирует небо (отсюда выражение «небесный свод»). Мария находится на земле, но ее окружает Божественный свет. Изогнутые линии свода над Марией перекликаются со складками ее плаща.

Останется ли ангел у Марии?

Нет, он явился только для того, чтобы сообщить ей благую весть. Он не входит в дом и стоит на пороге, как гость, который не хочет никого беспокоить. Кончики его крыльев и правая нога остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел – существо небесное и на землю наведывается всего на несколько секунд.

Уста у ангела закрыты – не видно, чтобы он говорил

Дело в том, что Мария понимает его сердцем. Архангел Гавриил послан Богом; он приветствует Марию словами, но обращается непосредственно к ее душе.

Почему через картину проходит луч солнца?

Этот луч символизирует Слово Божие. Он пронизывает пространство словно лазерный луч. На картине изображен тот момент, когда Слово Божие, достигнув Марии, дает начало ее будущему младенцу.

Где все это происходит?

Само событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, явно не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века – того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть «расстановку сил» в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.

На заднем плане видна еще одна комната

Это помогает представить, как выглядят остальные помещения. Фра Анджелико подчеркивает скромность обстановки: простая деревянная мебель, освещенная солнцем скамья. На картине только часть комнаты, остального не видно. Может быть, это сделано намеренно: художник намекает на какую-то тайну. Хотя картина посвящена определенному евангельскому эпизоду, невозможно понять до конца его глубокий смысл.

Что за птичка сидит на железной перекладине?

Белогрудая черная птичка – это ласточка. Ее присутствие указывает на время действия. Ласточки проводят зиму в жарких странах и возвращаются на родину весной – значит, весна уже наступила. Согласно христианскому (западному) календарю, Благовещение приходится на 25 марта, за девять месяцев до Рождества (25 декабря).

Почему в луче света над головой ангела мы видим белую птицу?

Это голубь; так изображается Дух Святой. Голубь показывает, что весть, принесенная архангелом Гавриилом, идет от Бога. В то время как ласточка обозначает точное время года, голубь символизирует идею вечности.

Присутствует ли в картине Бог?

Да, он изображен дважды. В круглом рельефе между арками мы видим его лик, чуть повернутый в сторону архангела. А в левой верхней части картины можно разглядеть его руки в сияющем круге, как бы напутствующие Божьего посланца – архангела.

Что изображено на маленьких картинках внизу?

Ряд таких картинок в нижней части алтаря называют пределлой. На них изображены сцены из жизни Девы Марии: ее рождение, обручение, встреча Марии и Елизаветы (Мария навещает родственницу, которая, как и она, ожидает рождения сына – будущего Иоанна Крестителя; ее муж, священник Захария, тоже получил благовестие от архангела), поклонение волхвов, отрок Иисус в храме, успение Богоматери. Интересно, что сохранилась первоначальная рама этой старинной алтарной картины: такое бывает очень редко.

Почему у Марии на коленях книга?

Похоже, что Мария, отложив книгу, прервала чтение. С исторической точки зрения это неверно. Скорее всего, она не умела читать; к тому же книг в то время не было - тексты записывались на длинных свитках. Показывая Марию с книгой, художник напоминает нам, что в Библии пророк Исаия предсказал рождение Мессии – Спасителя человечества. Для христиан – это младенец Иисус. Книга тем самым символизирует связь между ветхозаветным пророчеством и Благовещением.

Почему в картине, посвященной Благовещению, присутствуют Адам и Ева?

Действительно, эти две темы не совпадают ни во времени, ни в пространстве, однако их объединяет смысл. Адам и Ева символизируют первородный грех и неповиновение Богу, Мария же, напротив, воплощает в себе идею покорности воле Божьей. Сближение обеих тем придает особую значительность моменту, с которого начинается история Иисуса, призванного искупить людские грехи. Левая и правая части показывают противоположные действия: Адам и Ева, изгнанные из рая, вот-вот покинут пространство картины, в то время как на другой стороне, в залитом солнцем пространстве, Марии является ангел. Другими словами, слева что-то теряется, справа приобретается.

Почему Фра Анджелико так старательно воспроизводит архитектуру?

Потому что архитектура вообще символизирует идею построения, создания чего-то нового. Смысл картины проясняется благодаря архитектурным деталям. Двойная арка повторяет очертания буквы М – начальной буквы имени Марии. Сама Мария сравнивается с храмом: ее тело – священное пространство, в котором вырастет младенец Иисус. Мы становимся свидетелями момента, когда эта история начинается. На мраморном полу у ног Марии сливаются цвета неба, солнца и природы – голубой, желтый, зеленый… И кажется, что с прилетом ангела все эти цвета сдувает, словно ветром, в сторону Марии. Божественная воля вдохнула в нее новую жизнь.

Продолжение статьи

Музыкальное приложение