Год |
События |
1856-1862 |
Кружок «Могучая кучка» складывался в течение нескольких лет. В него входили пять композиторов:
Кучкисты, так их называла общественность, читали произведения классической литературы, обсуждали политические события страны и мира. |
1859 |
В России увеличилось количество концертных залов и театров, но чрезвычайно не хватало певцов, инструменталистов, педагогов. Композитор, общественный деятель, педагог, проживший немало лет за границей, Антон Григорьевич Рубинштейн решил устранить эту проблему. Он организовал Русское музыкальное общество (РМО), задачей которого было сделать хорошую музыку доступной большим массам публики. Целью РМО было также поощрение молодых исполнителей. Благодаря концертам, организованным РМО, граждане впервые знакомились с творчеством Баха, Генделя, Бетховена, Мендельсона и других композиторов. |
1862 |
Была организована Бесплатная музыкальная школа (БМШ) под руководством композитора, дирижёра, пианиста, музыкально – общественного деятеля М.А.Балакирева и хормейстера Г.Я.Ломакина, руководившего хором школы. В стенах этого учебного заведения музыкальное образование получали студенты, ремесленники, служащие. |
1866 |
В Москве была основана вторая русская консерватория. Её директором стал брат Антона Григорьевича – Николай Григорьевич Рубинштейн. |
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Дата |
Событие |
Творчество |
9 марта 1839 |
М.П.Мусоргский родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещика. |
Мать композитора – одарённая пианистка, была его первой учительницей музыки. |
1844 |
Мусоргский начинает заниматься музыкой, делает быстрые успехи. |
|
1848 |
Играет трудные концерты |
|
1849 |
Мусоргского со старшим братом увезли в Петербург и отдали в немецкую Петропавловскую школу. |
Одновременно идут занятия музыкой у известного педагога А.Герке. |
1852 |
Поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. |
|
1856 |
Зачислен в Преображенский полк. |
|
1857 |
Знакомится с А.С.Даргомыжским, затем с Милеем Алексеевичем Балакиревым. Начинаются музыкальные занятия и тесная дружба с этими композиторами. |
|
1858 |
Мусоргский выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. |
Общается с композиторами «Могучей кучки», играет им свои произведения. |
1863 |
Мусоргский сближается с передовой студенческой молодёжью, живёт в «коммуне», объединившей молодых людей, обменивавшихся знаниями, связанных общими интересами. |
Работает над своей первой оперой «Саламбо» по роману Флобера. |
1867 |
|
Создаётся симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», появляются замечательные песни на слова Н.Некрасова «Калистрат», «колыбельная Ерёмушке». |
1868 |
|
Мусоргский начинает оперу «Женитьба» на текст комедии Н.В.Гоголя, пишет оперу «Борис Годунов» по трагедии А.С.Пушкина. |
1869 |
Закончена партитура оперы «Борис Годунов». Опера не принята к постановке, театральный комитет возмущен смелыми замыслами композитора. |
|
1872 |
Закончена вторая редакция оперы «Борис Годунов». |
Мусоргский пишет оперу «Хованщина». |
1874 |
Премьера оперы «Борис Годунов». Успех был огромный. |
Пишет вокальный цикл «Детская». Принялся за сочинение комической оперы «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». |
1878 |
Тяжелый период в жизни Мусоргского: одиночество, период жестокой реакции, прекращение существования «Могучей кучки». |
Пишет романс «Без солнца», «Песни и пляски смерти» на слова Голенищева – Кутузова, песню – пляску «Трепак». |
1879 |
Здоровье композитора расшаталось, с потерей службы пришла нужда. Едет с Дарьей Леоновой на юг России, даёт концерты. |
Оперу «Хованщина» завершил Н.А.Римский – Корсаков, Ц.Кюи закончил оперу «Сорочинская ярмарка». |
1881 |
14 февраля Мусоргского поместили в военный госпиталь. |
|
Основные произведения М.П.Мусоргского
Оперы:
- «Саламбо» (не окончена).
- «Женитьба» (соч. 1868 г., закончена Ипполитовым-Ивановым).
- «Борис Годунов» (1874).
- «Хованщина» (окончена Римским-Корсаковым в 1886).
- «Сорочинская ярмарка» (окончена Кюи в 1916).
Для оркестра:
- «Интермеццо» (1867).
- Музыкальная картина «Иванова ночь на лысой горе» (1867).
Для фортепиано
- пьесы и сюита «Картинки с выставки» (1874).
- Прогулка.
- Гном.
- Старый замок.
- Тюильерийский сад.
- Быдло.
- Балет невылупившихся птенцов.
- Два еврея, богатый и бедный.
- Лиможский рынок.
- Катакомбы.
- Избушка на курьих ножках.
- Богатырские ворота.
- 67 романсов, в том числе циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)
Дата |
Событие |
Творчество |
6 марта 1844 |
Н.А.Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. |
Музыкальные способности ребёнка проявились рано. Мальчик, как и других дворянских детей, обучали игре на фортепиано. |
1856 |
Поступает в Морской корпус в Петербурге. |
Занятия в Морском корпусе не особенно привлекали мальчика, хотя он живо интересовался морем. На занятия музыкой оставалось мало времени, хотя по воскресеньям он брал уроки игры на фортепиано. Изредка посещает концерты и оперные спектакли. |
1860 |
Начинает заниматься с новым учителем музыки Ф.А.Канилле. |
Канилле – прекрасный пианист, образованный музыкант, как и ученик, любящий и почитающий Глинку, как великого гения. Вместе с Канилле Римский- Корсаков изучил немало музыкальной литературы, стал пробовать свои силы в сочинении. |
1861 |
Канилле знакомит Римского-Корсакова с Балакиревым. |
Под руководством Балакирева композитор начинает Первую симфонию. |
1862 |
Окончив Морской корпус, композитор отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось три года. |
Римский-Корсаков мало занимается музыкой, зато много читает, думает, набирается новых впечатлений, видит много стран, любуется морем. |
1865 |
Возвращается в Петербург. Начало напряженной творческой деятельности. |
Заканчивает Первую симфонию с успехом исполняет ее под руководством Балакирева. |
1867- 1868 23-24 |
В короткие сроки создает ряд выдающихся произведений. |
Созданы симфоническая картина «Садко», симфоническая сюита «Антар» по восточной сказке |
1873 |
Была поставлена опера «Псковитянка». |
Молодежь восторженно приняла оперу. |
1875 |
Римского- Корсакова приглашают на должность профессора Петербургского консерватории по классам сочинения, инструментовки и руководителя оркестра. |
Римский-Корсаков очень много работает как преподаватель, одновременно пишет 60 фуг и другие музыкальные хитрости, работает над сборником русских песен. Записывает 40 песен от талантливого певца – любителя Т.Филиппова, гармонизует их. Пишет сборник «Сто русских народных песен». |
1880 |
Стал дирижировать симфоническим оркестром, сближается с богатым лесопромышленником М.П.Беляевым, который выделял значительные средства для нотного издательства и организации русских симфонических концертов. |
Римский-Корсаков написал одно из самых прекрасных и вдохновенных своих произведений – оперу «Снегурочка». |
1889 |
Римский-Корсаков дирижирует двумя концертами за границей на Парижской всемирной выставке. |
Под управлением Римского- Корсакова прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глазунова и его собственные сочинения. |
1890- 1893 46-49 |
Римского-Корсакова приглашают в Брюссель, где блестящая оркестровая пьеса «Испанское каприччио» принесла автору заслуженную славу. |
Мастерство симфониста достигло высокой зрелости в произведениях «Шехеразада» и «Испанское каприччио», пишет романс «Анчар» на стихи Пушкина. |
1893 49 лет |
Сильно загружен педагогической работой в консерватории, также в Придворной певческой капелле. Тяжелые личные переживания: умерло двое младших детей. |
Римского-Корсакова не покидают вдохновение и трудолюбие. Создает оперы «Ночь перед Рождеством», «садко». Пишет много романсов: «Редеет облаков летучая гряда» на слова Пушкина, «Мой голос для тебя», «на нивы желтые», «Медлительно влекут дни мои», цикл «У моря». Пишет оперное произведение «Царская невеста». |
1899 55 лет |
Римский- Корсаков пишет произведение еще более острой и беспощадной сатиры. |
Римский-Корсаков пишет чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноименной сказки Пушкина, последние оперы – «Кащей бессмертный», «Золотой петушок». |
1904-1905 60-61 |
События 1905 года глубоко взволновали Римского-Корсакова. Он встал на сторону революционно настороженной молодёжи. Пишет открытые письма, которые печатают в газетах. Не дает полиции список зачинщиков среди студентов. Дирекция увольняет Римского-Корсакова из консерватории. |
Композитор закончил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В знак протеста консерваторию покидают лучшие силы: Глазунов, Лядов, Есипова, Блюменфельд и др. Римский-Корсаков был тогда крупнейшим композитором, гордостью русской музыки. Отовсюду он получает письма, проникнутые сочувствием и гневным осуждением. |
1905 61 год |
Силами студентов поставлена опера «Кощей бессмертный». Спектакль вылился в политическую демонстрацию. Полиция прервала митинг в театре и запретила последующее концертное отделение. За Римским-Корсаковым учредили полицейский надзор, запретили исполнять его произведения. Развитие революционных событий вынудило дирекцию пойти на уступки и пригласить Римского-Корсакова вернуться в консерваторию. |
Под впечатлением революционных событий Римский-Корсаков обработал для симфонического оркестра трудовую бурлацкую песню «Дубинушка». |
1908 |
Римский-Корсаков скончался от болезни сердца. |
|
Основные произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова
15 опер:
- «Псковитянка» (1868)
- «Майская ночь» (1878-1879)
- «Снегурочка» (1881)
- «Млада» (1890)
- «Ночь перед Рождеством» (1895)
- «Садко» (1896)
- «Моцарт и Сальери» (1897)
- «Боярыня Вера Шелога» (1898)
- «Царская невеста» (1898)
- «Сказка о царе Салтане» (1899-1900)
- «Сервилия» (1901)
- «Кащей бессмертный» (1902)
- «Пан Воевода» (1903)
- «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феронии» (1904)
- «Золотой петушок» (1907)
Для симфонического оркестра:
- 3 симфонии (1865, 1868, 1873),
- Музыкальная картина «Садко» (1867),
- «Сербская фантазия» (1867),
- «Сказка» (1880),
- «Симфониетта на русские темы» (1885),
- «Светлый праздник» («Воскресная увертюра», 1888)
Симфонические сюиты: «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888), «Антар».
- Концерт для фортепиано с оркестром (1882),
- Фантазия для скрипки с оркестром на русские темы (1887).
- Камерно-инструментальные ансамбли.
- Фортепианные произведения.
- 79 романсов, вокальные дуэты и трио и др.
- Сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (100 песен и 40 песен), хоры.
- Учебник гармонии, учебник оркестровки, статьи «Летопись моей музыкальной жизни» (воспоминания).
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Дата |
Событие |
Творчество |
1840 |
25 апреля на Урале в Воткинске в семье горного инженера, директора завода родился П.И.Чайковский. |
Первые музыкальные впечатления связаны с песнями матери, обитателей родного поселка. |
1849 |
Семья Чайковских переехала в Алапаевск. |
|
1850 10 лет |
Семья переехала в Петербург. Чайковского отдали в училище правоведения. |
В училище он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. |
1859 |
Чайковский окончил училище правоведения, получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. |
В свободное время от работы время посещает театр, особенно оперу. Любимыми операми композитора были «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта. |
1862 |
Чайковский изучает теорию музыки, поступает в Петербургскую консерваторию. Серьезно занимается композицией. |
Учится под руководством педагогов Н.Зарембы и А.Рубинштейна. Чайковский окончательно бросает службу и целиком посвящает себя музыке. |
1865 |
Оканчивает консерваторию с серебряной медалью. |
|
1866 |
Принимается за педагогическую работу в Московской консерватории. |
Знакомится с известными музыкантами, литераторами, артистами: Островским, Одоевским, Плещеевым, продолжается дружба с критиком Н.Кашкиным и музыкальным критиком Г.Ларошем. |
1866-1876 26-36 лет |
Чайковский занимается сочинением музыки, выступает в качестве музыкального критика на страницах журналов и газет. |
Сочинено много произведений: три симфонии, пьесы для оркестра, Первый концерт для фортепиано, вариации на тему « Рококо» для виолончели, три квартета, фортепианное трио, 4 оперы: «воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», балет « Лебединое озеро», много прекрасных романсов, фортепианный цикл пьес « Времена года». |
1876 |
Петр Ильич получает письмо от незнакомой корреспондентки Надежды Филаретовны фон Мекк- владелицы большого состояния, любительницы музыки. В этом письме она выразила глубокую любовь и уважение к музыке Чайковского. Между композитором и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся 13 лет, послужившая началу их крепкой дружбы. Но эти люди так и не встретились друг с другом. |
|
1877 |
Переломный год в жизни Чайковского. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказалась перегрузка и переутомление. |
Завершает два великих произведения: оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию. |
1878 |
Совершает много поездок за границу, как дирижер. Чайковский живет в Украине в Каменке в имении сестры. |
Чайковский знакомится с зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне. |
1890 50 лет |
С триумфом проходят его симфонические концерты в Берлине, Париже, Женеве, лондоне. |
Создает несколько опер: « Мазепа», « Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», гениальные Пятую и Шестую симфонии, балеты « Спящая красавица», «Щелкунчик». |
1893 53 года |
Ч. присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета в Англии. Последние годы жизни Ч. проходят в Майданове, Фроловском, в Клину. |
|
Основные произведения Петра Ильича Чайковского
10 опер:
- «Воевода» (1868)
- «Ундина» (1869, уничтожена).
- «Опричник» (1872)
- «Кузнец Вакула» (1874)
- «Евгений Онегин» (1878)
- «Орлеанская дева» (1879)
- «Мазепа» (1883)
- «Черевички» (1885)
- «Чародейка» (1887)
- «Пиковая дама» (1890)
- «Иоланта» (1891)
3 балета:
- «Лебединое озеро» (1876),
- «Спящая красавица» (1889),
- «Щелкунчик» (1892).
Для оркестра:
- 6 симфоний и программная симфония «Манфред».
Одночастные симфонические произведения:
- увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»,
- «Гамлет»;
- фантазии «Фатум», «Буря», «Франческо да Римини», «Исранское каприччио», Торжественная увертюра «1812 год».
- 3 симфонические сюиты и «Моцартиана» (4-я сюита).
Для инструментов с оркестром:
- 3 концерта для фортепиано,
- Концертная фантазия,
- концерт для скрипки,
- «Меланхолическая серенада»,
- «Вальс – скерцо»,
- Вариации на тему рококо для виолончели и др.
Камерно-инструментальные ансамбли:
- трио «Памяти великого художника»,
- струнный секстет «Воспоминания о Флоренции» и др.
Для фортепиано – 2 сонаты, «Времена года», «Детский альбом», «Думка».
Для хора а капелла – «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и др.
Романсы – свыше 100.
Музыка к спектаклю Островского «Снегурочка».
Список литературы
- Аверьянова О. Русская музыка до середины XIX века. М.Глинка, А.Даргомыжский. М.: Музыка, 2009.
- Белоусова С. "Русская музыка второй половины XIX века: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков (+CD)"Изд. Пара Ла Оро, 2009 г.
- Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М., Музыка, 2005.
- Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004.
- Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения/ Д.Сорокотягин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 221с,: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
- Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учеб. пособ. / М.Шорникова. – Изд. 14-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 283с.ил.+СD-диск. (Учебные пособия для ДМШ).
- Мусоргский в воспоминаниях современников. М., Музыка,1989.
- Привалов С. Русская музыкальная литература. Музыка Х1Х – начала ХХ века. СПб, Композитор* Санкт-Петербург, 2005.
- Сказки в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. М., Музыка,1987.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов ДМШ. М.: Музыка,1970-90.