Классный час «4 ноября – День народного единства»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: классный час, День народного единства


Направление ВР: гражданско-патриотическое.

Возраст (класс): обучающиеся 7 класса.

Цель: знакомство кадет с историей возникновения и значением государственного праздника.

Задачи:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств;
  • знакомить кадет с героями своей страны;
  • воспитывать интерес к истории и героям своей страны.

Форма работы: (классный час, проводит воспитатель совместно с кадетами).

Методы и приемы: урок-беседа.

Планируемые результаты:

  • личностные (формирование гражданской позиции);
  • метапредметные (умение отвечать на вопросы, умение аргументировать свой ответ);
  • предметные (приобретение новых знаний).

УУД:

  • личностные (формирование гражданской позиции);
  • коммуникативные (взаимодействие с товарищами, умение выражать свои мысли);
  • познавательные (формулирование познавательной цели);
  • регулятивные (планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению).

Технологическая карта урока

Цель. Воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей, смыслом и значением государственного праздника;
  • дать представление о событиях начала ХVII века;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за Родину.

Ход мероприятия

Ведущий 1.

Внимание, внимание!
Вас приветствует наша телекомпания.
Слушайте внимательно. Мы начинаем наше вещание.

Ответы на вопросы:

  1. Знаете ли Вы, что за праздник отмечается в России 4 ноября?
  2. Знаете ли вы, каким событиям посвящен этот праздник?

Ведущий 1. Четвёртого ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных интервентов. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они не щадили своих жизней, во имя её они совершали подвиги, проявляли доблесть и героизм. Ей посвящали песни, слагали былины, сочиняли стихи.

Историю праздника поведают нам ……ФИО, это отрывки из исследовательской работы учащихся «Смутное время в истории Российского государства».

В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Д. М. Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Заслуга Минина в том, что он сумел начать дело, организовать его, воодушевить им народ и довести до конца.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Открытый микрофон

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? А какие еще вы знаете примеры из истории, когда русский народ объединялся для борьбы с врагом?

Ведущий 2. Страшной разрушительной силой стала вторая мировая война 1939-1945 годов. С ней связаны многомиллионные человеческие жертвы, голод, разруха. Только благодаря единству братских народов была одержана победа над фашистами.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

В Гимне России есть такие слова: «Славься, Отечество наше свободное – братских народов союз вековой». Нам нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Говорят, друг познается в беде. И когда, где-то в нашей стране случается беда: наводнение в Крымске, или же разбушевавшаяся стихия на Дальнем Востоке все хотят помочь, совсем не задумываясь, какой национальности, веры человек, которому мы помогаем.

Все это – яркое проявление глубокого единства народов нашей многонациональной страны, их готовности незамедлительно протянуть друг другу руку братства и помощи.

Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. Идейное родство, общность целей – основа этой дружбы. Мир для всех народов.

Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.

  • «Человек без Родины – что соловей без песни»,
  • «В своем доме и стены помогают»,
  • «Жить – Родине служить»,
  • «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
  • «Нет в мире краше Родины нашей».

- Может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.

Ребята, вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Сейчас мы это проверим.

(Кадетам раздаются карточки с разрезанными пословицами и поговорками и разрезанном виде; их задача – собрать пословицы, объяснить их значение))

  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Человек без друга, что земля без воды.
  • Друг спорит, а недруг поддакивает.
  • Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  • Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

- Видите, как мы дружно умеем работать. Поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а вместе можно построить дом!

Ведущий 1. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Какое ещё название имеет этот праздник? День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

Открытый микрофон

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке? (Варианты ответов)

Например:

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).
2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).
3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Итак, ребята, мы еще раз доказали и показали мы все разные, но в тоже время очень похожи. Учитесь уважать и понимать друг друга.

- Мира вам, добра, радости. Живите дружно, помогайте друг другу.

Раздаточный материал

Презентация