Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Весна, насекомые. Звук [Ч]"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, звук [Ч]


Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о приметах весны, насекомых;
  • вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  • учить детей пересказывать текст с опорой на предметные картинки,
  • активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
  • совершенствовать плавный и правильный выдох;
  • закрепить правильное произношение звука [Ч];

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительную и слуховую память,
  • развивать связную речь, лексико-грамматические категории,
  • развивать образность речи,
  • развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию,
  • развивать воображение, закреплять пространственные ориентировки;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, картинки со звуком (Ч), игрушки-поддувалки «цветы».

Предварительная работа: разучивание физкультминуток, логоритмического упражнения «Весна».

Ход НОД

1. Организационный момент. (Слайд 1, 2)

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

- Подскажите мне, весна в этом году какая?

(Теплая, холодная, ранняя, веселая, добрая, солнечная, яркая, радостная, долгожданная.)

- Какие изменения в природе произошли весной?

 (Растаял снег, превратился в ручейки. На деревьях появились почки. Прилетели птицы из жарких стран. Проснулись некоторые лесные звери, а белка и заяц поменяли цвет своих шкурок. Люди надели облегченную одежду и обувь.)

2. Массаж пальцев и лицевых мышц (Т.А.Куликовская)

Ладошка – это солнышко,   (Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.)
А пальчики лучи.                  (Поочередно поглаживать пальцы.)
Поет о солнце скворушка,   (Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком      
большого пальца («клюв закрыт».)
Кричат о нем грачи.             (Затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой
палец – опустить («клюв открыт».)
Солнышко милое,                 (Поглаживать правую ладонь 
Поделись своей силою!        пальцами левой руки.)
Просыпайтесь, лучики,         (Поочередно растирать пальцы.
Согревайтесь, рученьки.       (НД (направление движенией)– от кончиков пальцев к
Основанию.)
Солнышко проснулось,        (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
Лобика коснулось.                (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)
Лучиками провело                (НД – от носа к средней части ушей.)
И погладило, и погладило.

Солнышко проснулось,       (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
К щечкам прикоснулось.    (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)
Лучиками провело               (НД – от носа к средней части ушей.)
И погладило, и погладило.

Если тает снег и лед,             (Поглаживающие движения.)
Ручеек журчит, поет.             (НД – от середины лба к верхней части ушей,
Мишке стало не до сна –        от носа к средней части ушей,
Значит к нам пришла весна!  от середины подбородка к нижней части ушей.)

3. Артикуляционная гимнастика.

- Давайте вспомним, как таяли сосульки («Иголочка») и превращались в лужи («Лопатка»). Как капли дождя стучат по крыше: «Тдд-тдд-тдд…».

Лопаются почки на деревьях. (Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать). Слышим весеннюю трель птиц: «Дрррр….дррррр…дрррр….».

5. Кинезиологическое упражнение «Перекрестный шаг».

- Ребята, я предлагаю вам отправиться на лесную полянку и ее маленьким жителям.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто очень ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?

6. Упражнение на совершенствование плавного и правильного выдоха.

- Вот мы и пришли на нашу волшебную полянку. Что вы видите на полянке? (Цветы.) (Слайд 3)

- Какие они? (Разноцветные, красивые, превосходные…)

- Давайте их сорвем и понюхаем цветочный аромат.

Нюхаем – глубокий вдох носом, выдох через рот – произносм «АААх»!
(Повторить 3 раза.)

- А теперь поднялся сильный ветер и подул на наши цветочки.

Вдох носом – сильный и плавный выдох. (Плечики не поднимаем, щечки не надуваем.)

7. Логоритмическое упражнение Е.Железновой «Весна».

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить песню про весну.

(1)Стучат всё громче дятлы,
(2)Синички стали петь.
(3)Встаёт пораньше солнце,
И землю стало греть.
(4)Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(5)А из-под старой травки
Уже глядит цветок.
(6)Раскрылся колокольчик
В тени - там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна!

Большой и указательный пальцы смыкаем (клюв), остальные сгибаем, прижимаем к ладони.
1 – ударяем сомкнутыми пальцами по ногам (дятел стучит).
2 – стучим указательным пальцем по большому пальцу (синичка поет).
3 – пальцы раскрываем, ладони соединяем боковыми поверхностями. Качая руками, постепенно поднимаем их вверх (солнце встает).
4 – выполняем волнообразные движения руками перед собой (ручьи).
5 - ладони раскрываем, боковые стороны рук соединяем, пальцы полусогнуты (чашечка цветка).
6 – пальцы сжимаем в кулак, а затем – постепенно расслабляем, кисть свободно опускаем, покачиваем кистью (колокольчик звенит).

8. Развитие связной речи. (Слайд 4)

- Ребята, смотрите, ползут жучки, прыгают кузнечики, летают пчелы, порхают бабочки. Кто это такие? (Насекомые.)

- Почему их называют насекомыми? (У них на брюшке есть насечки.)

- Из чего состоит тело насекомого? (Из головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, усики, челюсть, хоботок. На груди есть 6 ног и крылья. А на брюшке – жало.)

- Скажите, а паук – это насекомое? (Нет.)

- Почему? (У него 8 ног.)

- Каких вы еще знаете насекомых? (Ответы детей.)

10. Фонетико-фонематическое развитие.

- Ребята, я сейчас еще раз назову насекомых, а вы подумаете и скажете, какой   звук встречается во всех словах: жучок, кузнечик, бабочка, пчела.

- Правильно, звук [Ч].

- Давайте вспомним, как правильно произносить звук [Ч].

(Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине.)

- А теперь нам нужно рассказать про звук [Ч]. Какой он? (СЛАЙД 5)

(Живет в стране согласных звуков – преграда язык. Всегда мягкий. Глухой. Обозначаем всегда зеленым цветом.)

- Сейчас кузнечик поиграет с вами в игру «Телефон». Для этого нам необходимо разделиться на 4 команды. Каждый участник команды передает другому то, что услышит от кузнечика.

1 к.: ач-оч-уч

2 к.: ча-чу-чи

3 к.: оч-уч-ыч

4 к.: чо-ча-чо

- А сейчас кузнечик приготовил для нас картинки со звуком [Ч]. Нужно услышать, где находится звук [Ч]: в начале слова, в середине слова или в конце слова. И поднять соответствующую карточку.

- А теперь нам надо отхлопать, сколько слогов в вашем слове.

11. Физкультминутка.

Речевая подвижная игра Н.Нищевой «Пчела».

- Ребята, насекомые хотят с нами поиграть.

Прилетела к нам вчера  (Дети бегут на месте и машут руками, как крыльями.)
Полосатая пчела,           (Загибать по одному пальцу на название каждого 
А за нею шмель-шмелек                                                                насекомого.)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.     (Показать пальцами два круга у глаз.)
Пожужжали, полетали   (Бег вокруг себя на носочках, махать руками, как     
крыльями.)
От усталости упали.      (Упасть на ковер.)

12. Развитиелексико-грамматических категорий. (СЛАЙД 6)

- Ребята, сейчас нам пора посчитать насекомых.

13. Д/и «Посчитай насекомых»

Один кузнечик, два кузнечика, …, пять кузнечиков.
Одна гусеница, две гусеницы, …, пять гусениц.
Одна пчела, две пчелы, …, пять пчел.

- Ребята, а где же наша бабочка? Может быть, она обиделась и спряталась от нас? Давайте ее поищем.  (СЛАЙД 5)

Бабочка спряталась под чем?     (Под цветком.)
Бабочка села на что?                   (На цветок.)
Бабочка порхает над чем?          (Над цветком.)
Бабочка порхает около чего?      (Около цветка.)
Бабочка порхает между чем?      (Между цветками.)

14. Развитие связной речи. (СЛАЙД 6)

- Ребята, перед вами схема-помощница. Она поможет нам вспомнить, как происходит развитие бабочки. А наш волшебный мячик нам в этом поможет.

Бабочка отложила яички на листочке. Из яйца появилась гусеница. Гусеница очень много ела и быстро росла. Когда гусеница выросла, она стала обматывать себя своей слюной и превратилась в куколку. Через какое-то время из куколки появляется бабочка. У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начнет летать.

15. Итог. Динамичкеская пауза.

- Ну что ж, ребята! У нас получилось очень плодотворное путешествие и  теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы –
В группу нам пора идти.
По извилистой дорожке
Веселей шагают ножки.
Все! Пришли мы в детский сад.
Поздравляю всех ребят!

Использованная литература

  1. С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию речи» (5-7 лет). Изд. «Каро», С-Пб 2010г.
  2. Т.А.Куликовская «Массаж лицевых мышц для малышей». Изд. ООО «Книголюб», М 2004г.
  3. Т.А.Куликовская «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу». Изд. «Детство-пресс», С-Пб 2011г.
  4. Анна Виневская «Игры, потешки, стишки». Изд. cистема ridero, 2016г.