Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях.
- Формировать навыки звукового анализа.
- Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь.
- Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и картинно-графическим схемам.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Работать над развитием дыхания.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль детей за речью.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, СD-проигрыватель, игрушки (юла, грузовая машина, самолет, заяц, волк, мяч, кукла, легковая машина, кораблик, матрешки, пирамида), веревка, таз с водой, буквы, звуковые схемы, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Уч-логопед: Ребята, мы сегодня отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. Девиз нашего путешествия: «Давайте же всегда дружить и дружбой дорожить!»
Массаж пальцев «Дружба».
Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики:
Один, два, три, четыре, пять. Массирование каждого пальца на правой
Пять, четыре, три, два, один. и левой руках.
2. Артикуляционная гимнастика
Мы на карусели сели, Упр. «Чашечка»
Завертелись карусели.
Пересели на качели, Упр. «Качели»
Вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем Упр. «Иголочка»
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, Упр. Дуть на «Лопату»
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем, Упр. «Часики»
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка, Упр. «Горка»
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке, Упр. «Лошадка»
Как веселые лошадки.
(И.Лопухина)
3. Сообщение темы занятия
Уч-логопед: Привезла нас лодочка к городку Игрушек.
Возле двух лесных дорог,
Прямо на опушке,
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.
Дружно, весело живут,
И танцуют, и поют.
(В.Шумилин)
Уч-логопед: Нам с вами необходимо преодолеть еще одно препятствие, пройти по лесной тропинке.
Динамическое упражнение:
По извилистой дорожке Дети гуськом идут по длинной веревке.
Веселей шагают ножки.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
4. Д/и «Отгадай-ка»
Уч-логопед: Ребята, мы с вами оказались в очень интересной стране, стране игрушек. Вы рады? (Да)
Вот веселый грузовик –
К лету, холоду привык.
Он игрушки нам привез,
Как волшебный Дед Мороз.
- А какие игрушки привез нам грузовичок, вы должны отгадать. А тот, кто из вас отгадает загадку, игрушку-отгадку возьмет из грузовичка.
- Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу.
Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Что я?
(Юла)
- Друг на друга мы похожи, спрятаться в одной все можем. Кто мы?
(Матрешки)
- Я глазки закрываю, я глазки открываю,
я «мама» говорю, играть с вами люблю.
(Кукла)
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.
(Мяч)
- Большое колечко. Колечко поменьше.
Вверху еще меньше. А сверху колпачок. Что это?
(Пирамида)
- Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолет)
- Что такое перед нами?
Чудо с длинными ушами
По дорожке прыг да скок,
Словно мяконький клубок.
Кто же это? Отгадай-ка!
Ну, конечно, это – ...
(Зайка)
- По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Кораблик)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
5. Д/и «Нахождение места звука в слове»
Уч-логопед:
Если в слове 1-й звук гласный:А сейчас задание непростое:
Первый звук в слове необходимо сказать
И нужную карточку взять и показать.
Если в слове первый звук согласный твердый:
Если в слове первый звук согласный мягкий:
Уч-логопед: Назови первый звук в слове и найди соответствующую букву» (Ребенок должен отнести картинку той букве, с какого звука начинается слово.)
Матрешка – буква М.
Самолетик – буква С и т.д.
Уч-логопед: Отхлопайте, сколько слогов в слове (у каждого ребенка своя картинка).
Уч-логопед: А теперь, ребята, превратимся все в куколок.
6. Физкультминутка: «Кукла»
Я хожу, хожу, хожу,
(Ходьба с высоким подниманием колен.)
Вдруг я куклу разбужу!
(Полуприседание, удержание позы.)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(Потягивание на носочках.)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(Руки на поясе, ходьба на носочках,
проговаривание шепотом.)
7. Д/и «Из какого материала?»
Уч-логопед:
Мы игрушки классные,
Мы игрушки разные…
А ты нам скажи, у тебя игрушка какая?
Машинка из металла (какая?) – металлическая.
Матрешки из дерева (какие?) – деревянные.
Кукла из тряпок (какая?) – тряпичная.
Мяч из резины (какой?) – резиновый.
Пирамида из пластмассы (какая?) – пластмассовая.
Самолет из железа (какой?) – железный.
Волк из плюша (какой?) – плюшевый.
Кораблик из бумаги (какой?) – бумажный.
Заяц из меха (какой?) – меховой.
8. Д/и «Посчитай»
Уч-логопед: Игрушек в этом городе так много, что мне одной их никак не сосчитать. Помогите мне…
Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, три, куклы, четыре куклы, пять кукол. И т.д.
Уч-логопед: А теперь, используя таблицу, расскажи, какая у тебя игрушка.
- Это большая, разноцветная, круглая, металлическая юла.
- Это маленькая, разноцветная, овальная, деревянная матрешка.
- Это большая, разноцветная, с круглой головой и овальным туловищем, тряпичная кукла.
- Это маленькая, разноцветная, треугольная, пластмассовая пирамида.
- Это маленький, серый, овальный, железный самолет.
- Это маленький, белый, прямоугольный, бумажный кораблик.
- Это большой, серый, с круглой головой и овальным туловищем, плюшевый зайка.
- Это большая, рыжая, с круглой головой и овальным туловищем, меховая лисичка.
Уч-логопед: Ребята, пришло время размяться.
9. Физкультминутка
Логопед:
- Девочки и мальчики, Подскоки на двух ногах,
Прыгайте, как мячики. руки на поясе.
Мы – милашки, Наклоны в стороны.
Куклы-неваляжки.
Раз-два, раз-два – Покружиться на месте.
Покружитесь, как юла.
10. Д/и «Посмотри, подумай и скажи»
(Составление предложений по сюжетным картинкам.)
Уч-логопед:
- Посмотри, подумай и скажи,
Что делают с игрушками малыши.
- Что делает Дима? (Дима нагружает машину.)
- Что делает Лена? (Лена кормит куклу.)
- Что делает девочка? (Девочка собирает пирамиду.)
- Что делает Алина? (Алина ловит мяч.)
- Что делает Аня? (Аня заводит юлу.)
- Что делает Паша? (Паша запускает самолет.)
- Что делает Миша? (Миша складывает кораблик.)
- Что делает Полина? (Полина спит с мишкой.)
11. Динамическая пауза
Уч-логопед:
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы –
В группу нам пора идти.
По извилистой дорожке
Веселей шагают ножки.
Все! Пришли мы в Детский сад,
Поздравляю всех ребят!
Использованная литература
- С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет». С-Пб.: «Каро», 2007.
- Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». М.: «Скрипторий 2003», 2013.
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие». М.: «ТЦ Сфера», 2003.