Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему «Птицы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания. Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; Развивать высшие психические функции (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура). Продолжить знакомить детей с техникой оригами, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные задачи: Формировать у детей желание помочь пернатым жителям, воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность.

Активизация словаря: безголосые, трель, оперенье, диагональ.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно-творческая, коммуникативная, физическая культура, чтение художественной литературы.

Материал:

  • мультимедиа,
  • презентация (картинка дерева, фонограмма пение птиц)
  • мнемотаблица
  • картинки птиц, логические цепочки,
  • цветная бумага, клей, ножницы.

Предварительная работа

1. Развитие речи:

  • Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на схему и по памяти.
  • Беседы на темы «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Птичья столовая» и др.

2. Художественная литература:

  • Чтение стихов, рассказов. Загадывание загадок про времена года, птиц, животных, Чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т.Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок;

3. Музыка:

  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».

4. Дидактические и подвижные игры:

  • «Совушка-сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

5. Методические приемы:

  • беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

Ход занятия

Проводится гимнастика «Успешный старт»

Гимнастика для глаз.

«Вверх-вниз, влево-вправо.»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

«Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Упражнения на растяжку. «Растягивание шеи». Медленно наклоните голову в сторону, почувствуйте напряжение шейных мышц. Верните голову в исходное положение и повторите упражнение в другую сторону.

Упражнения для развития межполушарных взаимодействий

«Ухо-Нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Перекрестный шаг». Шагать, высоко поднимая колени, дотрагиваться ладонями до противоположных коленей.

Воспитатель: Ребята, когда сегодня пришла на работу, то увидела на листе бумаги следы и загадка. Кто бы это мог нам оставить? Вот посмотрите и послушайте загадку?

Воспитатель вместе с детьми рассматривает следы вороны. Читает загадку:

Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это?
(птица)

Появляется  Каркуша (воспитатель в костюме вороны)

Каркуша: А вот и я, здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!

Каркуша: Скажите мне, пожалуйста, а про ворону вы загадку знаете, давайте разучим?

На доске выставляется мнемотаблица. Заучивание  загадки.

Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь в небе двадцать пар
Все кричат кар-кар-кар.

Каркуша убирает мнемотаблицу, раздает карточки (разрезанная мнемотаблица). Дети самостоятельно выкладывают загадку по мнемотаблице.

Каркуша: Кар-кар! Молодцы! Вышел у нас с Сорокой – белобокой спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие? И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?

Воспитатель: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).

Ответы детей: Дикие, потому что живут в лесу).

Каркуша: И все-таки я не понимаю: почему я – птица? Объясните мне ребята.

На стенде. Дети называют то, что есть у птиц, и выставляют карточки со схемами части тела птиц.

Воспитатель: Ребята, давайте хорошо рассмотрим птиц. Что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.  Ты птица, ворона, у тебя, как и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных.

Каркуша:  А вы знаете, мы  птицы собираемся у одного дерева, и все время друг с другом общаемся, что то друг другу рассказываем. Хотите, я вам его покажу это дерево? (Да). Вот смотрите!

Слайд дерево с птицами, фонограмма пение птиц.

Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, где зимующие, где дикие, где домашние! Давайте, их разделим?

Слайд «Что лишнее»

- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.

- Аист, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он зимующая птица, а остальные птицы перелётные.

- Ворона, синица, воробей, кукушка

Дети: Кукушка – перелетная птица.

Каркуша: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Кар-кар! Объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?  А как же им живется зимой? Кто же им помогает?

Дети: Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

На доске выставляется 2 карточки «Солнце» и «Снежинка»

Дети подходят к столу, берут карточку с изображением птиц, называют птицу и распределяют на две группы: зимующие  или перелетные.

Каркуша: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей) Птиц надо подкармливать, строить им кормушки, насыпать им корм для разных птиц.
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть со мной в интересную игру.

Игра «Прилетели птицы»(физкультминутка)

Воспитатель: Ребята я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Дети хлопают

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи.

Воспитатель: А мухи - это кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Вы правы. Не что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..

Дети хлопают

Воспитатель: Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..

Если дети не обращают внимание на куниц, воспитатель объявляет счет: Один ноль в мою пользу. Куницы вовсе не птицы

Воспитатель: Продолжаем игру.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…

Дети хлопают

Воспитатель: молодцы, ребята, так держать!

Воспитатель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!!!

Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично!

Воспитатель: Каркуша, а ты знаешь, что люди считают птиц друзьями? Ребята объясните, пожалуйста, почему?

(Ответы детей) Потому, что они поедают насекомых и гусениц, сохраняя деревья, поля и огороды, а также парки и скверы.

Каркуша: Кар-кар! Я хочу расказать историю, как Ворона с Совой поссорились.

Чтение сказки «Самый красивый наряд на свете»

Воспитатель: У меня появилась идея. Мы с вами много, что умеем делать из бумаги, я предлагаю сделать совушку.

Дети вместе с воспитателем делают «Сову» по технике оригами.