Эффективные подходы к организации внеурочной деятельности

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: внеурочная деятельность


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) новые цели и задачи требовали серьёзной проработки вопроса организации внеурочной деятельности (ВД) обучающихся: изучение нормативных документов, обсуждения на педагогических советах, методических совещаниях; организация работы проблемных и разработческих групп. Весь педагогический коллектив работал на понимание назначения ВД, её особенностей, определения цели и задач.

В результате мы понимаем, что ВД – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от урочных, направлена, в первую очередь, на помощь учителю и ученику в освоении новых видов деятельности, обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов. Они конкретны, проверяются, оцениваются, прописаны в образовательной программе школы. ВД – часть образовательного пространства; мы решаем общие задачи с учебной деятельность, но удельный вес ВД больше, чем урочной деятельности за счёт:

- использования разнообразных форм работы;

- создания условий для выбора и самоопределения;

- время не ограничивается уроком;

- частая смена деятельности;

- открытость результатов;

- основные организационные формы работы – разновозрастные (обучающиеся из разных классов) и разностатусные (обучающиеся + учителя + родители + общественность) группы.

Вместе сформулировали цель ВД - это создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

В соответствии с целевой установкой определены задачи:

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- обеспечивать новые образовательные результаты;

- включать обучающихся в творческую деятельность;

- организовывать места для предъявления личностных результатов и их оценки.

Основным документом реализации ВД стало ««Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 2», в котором зафиксированы такие важные основные моменты:

- недельная нагрузка – не более 10 часов;

- один год – 350;

- пять лет – 1750 (с 5 по 9 класс);

- выбор программ образовательных объединений:

- дополнительные образовательные программы школы и города: программы ФСК «Эдельвейс» («Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», «СОГ», лёгкая атлетика, футбол);

- музыкальная школа, художественная школа, спортивные школы, «Защитник»;

- участие в школьных, городских, краевых, всероссийских конкурсах;

- промежуточная аттестация;

- защита проекта (допуск к сдаче ОГЭ) при условии набранных 1750 часов с 5 по 9 класс;

- характеристика;

- портфолио.

Мы понимали, что прежде, чем начать реализацию ВД в школе, должны провести анализ исходного состояния (что мы имеем?). Проанализировав 3 вопроса: занятость обучающихся 4 классов (будущих пятиклассников), запросы родителей и наши ресурсы, получили следующую картину:

Занятость:

  • 27% обучающихся посещают учреждения города;
  • 65% - школа + город;
  • 35% - ВД в классе.

Запрос родителей:

  • расширить число объединений – 21%;
  • конкурсы, презентации – 17%;
  • результат для Портфолио – 18%;
  • занятия по разработке проектов – 15%;
  • КТД - 14%;
  • учить общаться – 15%.

Ресурсы = школа + город

Профессиональная готовность учителей

Анализ исходного состояния выявил целый ряд проблем:

- неполная занятость уч-ся;

- ограниченное количество объединений;

- отсутствуют краткосрочные курсы;

- однотипность форм и методов;

- занятия с целым классом;

- словесные формы;

- не делается акцент на проектную деятельность;

- не осваиваются управленческие действия обучающимися;

- не планируется индивидуальный отчет обучающихся;

- равновозрастное и равностатусное общение;

- нет единого подхода к планированию и организации деятельности.

Для решения выявленных проблем и для того, чтобы задействовать все ресурсы урочной и внеурочной деятельности и обеспечить ее эффективность требовалась иная организация ВД, чтобы она была объединяющей, целостной, с общими целями и результатами, содержательно и организационно обеспечена, методически сопровождалась, была управляемой и постоянно развивалась.

Разработческая группа школы предложила очень интересную форму - Открытый Школьный Университет «Новый континент».

Данная форма выбрана не случайно, так как ОТКРЫТОСТЬ – это комплекс условий для взаимодействия между субъектами, структурами, существующими в школе и вне её, это массово-коммуникативная среда, это среда возрастающего взаимодействия (требования Закона об образовании, нового образовательного стандарта).

Почему университет? Потому что главная наша задача – образовательная, задача развития способностей, повышения общей культуры, приобретение опыта различной деятельности всеми: обучающимися, учителями, родителями.

В этом главная фишка и главное отличие от школы. Но школа и университет взаимодействуют ВМЕСТЕ, так как мы используем, опираемся на результаты урочной деятельности, которые дети приобретают на уроках.

Но наша задача более сложная: нам эти результаты нужно повышать, совершенствовать, предъявлять.

Главными составляющими в работе любого образовательного объединения университета (а это лаборатории, мастерские, проекты, коллективно творческие дела) – должны быть общение и деятельность. Взаимодействие и совместная деятельность способствуют:

- взаимному обогащению учителей, детей и родителей;

- росту человеческого потенциала;

- присвоению новых умений и опыта учителями, учениками и родителями (и в конечном счёте успешности всех участников образовательного процесса).

На базе университета работают 4 факультета:

  • «Ученик.ru (развитие успешности)»;
  • «Время перемен»;
  • «Высшая школа для родителей»;
  • «Перекрёстки возможностей».

У каждого факультета прописаны назначения, цели, задачи, планируемые результаты (на учебный год), составлен план работы.

Официально открытие университета состоялось 13 октября 2017 года. Были приглашены обучающиеся 5-7 классов, классные руководители, учителя - предметники, родители. В 2018-2019 учебном году мы организовали презентационные площадки отдельно для родителей, обучающихся и учителей.

Важным нормативно-организационным документам стал индивидуальный план участия во внеурочной деятельности каждого ученика.

Он включает обязательную часть (инвариант – часы учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса), и вариативную часть (часы ВД).

Также была разработана карта занятости обучающихся (расписан каждый день недели по часам), которая позволяет отслеживать место и время нахождения ребят. Убиваем двух зайцев: и классный руководитель, и родители имеют полную картину занятости ребят во внеурочное время и могут контролировать место нахождения ребёнка, исключать перегрузку. Особое внимание уделяется обучающимся группы риска.

Чтобы объединить все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся мы взяли за основу оптимизационную модель организации внеурочной деятельности.

Итак, как и что позволило нам решить возникшие проблемы:

- увеличили число курсов – R - создали условия для выбора;

- ввели разновозрастные и разностатусные группы – R - расширили опыт общения;

- утвердили требования к планированию образовательной программы и занятий, утвердили структуру индивидуального плана – R - обеспечили единый подход к планированию и организации деятельности;

- содержательно определили направления развивающей деятельности - R - удерживаем весь спектр задач и планируемых результатов ООП;

- реализуем установку: старшие – младшим - в результате осваиваются новые умения (разработать, презентовать, организовать, выступить, и т.д. перед младшими) + опыт управленческой, организаторской деятельности;

- через установку на структуру каждого занятия: это должна быть деятельность (в проектном подходе), общение участников, определен планируемый результат и форма его предъявления - R - обеспечили единый подход к занятиям;

- такие формы коллективного взаимообучения учителей, родителей и обучающихся как консультации, открытое занятие, практические занятия по планированию, самоанализ, экспертиза, проектная группа, разработческая группа, коллективные разработки КТД (коллективно творческих дел) и сам образовательный процесс – обеспечили сопровождение и поддержку профессиональной подготовки учителей. Учимся ВСЕ!

Чтобы оценить эффективность внеурочной деятельности мы разработали критерии и показатели оценки эффективности и дескрипторы.

Мы выделили 5 критериев, т.е. определили 5 важнейших условий для функционирования ВД.

Данные, по которым можно судить о состоянии критерия – это признаки, а качественную оценку дают дескрипторы - это уровни (1,2,3), это степень проявления (минимальная, средняя, максимальная), это качественные оценки – хорошо, удовлетворительно, … или определяем процентную динамику).

Используемые инструменты: анализ карт занятости обучающихся, анкетирование родителей, обучающихся, собеседование деканов с руководителями курсов; организация круглых столов руководителями курсов.

1 критерий – тенденции организации ВД

Показатели:

- соответствие образовательных программ курсов требованиям: деятельностно-проектный подход, планирование промежуточных и итоговых отчетных работ; определен уровень взаимодействия;

- выполнение программ;

- охват и сохранность контингента;

- ресурсное обеспечение.

Дескрипторы: % - норма, % исходного, % - настоящего состояния.

2-й критерий - уровень достижения планируемых результатов

Показатели:

  • социальные знания, умения, социальные пробы, опыт социальной деятельности;
  • взаимодействие на уровне класса (группы), школы, школа + социум.

Первый уровень: приобретает социальные знания, умения, участвует в социально-значимой деятельности; взаимодействие на уровне класса (группы).

Второй уровень: приобретает опыт социально-значимой деятельности (социальные пробы); взаимодействие на уровне класса (группы), школы.

Третий уровень: имеет опыт практической деятельности, публичных выступлений, работы в команде, организаторские способности; взаимодействие на уровне класса (группы), школы, школа + социум.

3 критерий – достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности.

Показатели:

- положительная динамика выполнения индивидуальных планов, освоение управленческих действий, старшие – младшим;

 - презентации на уровне школы, города;

- участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т. п. вне школы; - наличие результатов для Портфолио;

- удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.

4 критерий – продуктивность ВД.

Показатели: уровень достижения ожидаемых результатов (1,2,3 - %), достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности (Портфолио), рост мотивации к активной познавательной деятельности, проявление полученных результатов в учебной деятельности, уменьшение нарушений учебной дисциплины и правил поведения.

5 критерий - профессиональная позиция учителя

Показатели:

  • положительная динамика включенности в формы коллективного взаимообучения учителей, детей и родителей (консультации, открытое занятие, практические занятия по планированию, самоанализ, экспертиза, проектная группа, разработческая группа, коллективные разработки КТД);
  • качество самого образовательного процесса (внешняя экспертиза: МСШ, администрация, родители, дети, руководители университета).

Перспективы развития:

- сетевое взаимодействие со школами, предприятиями города (расширение разностатусного общения);

- увеличить процент активных родителей в работе ОШУ (использование дополнительного ресурса);

- подключить науку.