В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) новые цели и задачи требовали серьёзной проработки вопроса организации внеурочной деятельности (ВД) обучающихся: изучение нормативных документов, обсуждения на педагогических советах, методических совещаниях; организация работы проблемных и разработческих групп. Весь педагогический коллектив работал на понимание назначения ВД, её особенностей, определения цели и задач.
В результате мы понимаем, что ВД – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от урочных, направлена, в первую очередь, на помощь учителю и ученику в освоении новых видов деятельности, обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов. Они конкретны, проверяются, оцениваются, прописаны в образовательной программе школы. ВД – часть образовательного пространства; мы решаем общие задачи с учебной деятельность, но удельный вес ВД больше, чем урочной деятельности за счёт:
- использования разнообразных форм работы;
- создания условий для выбора и самоопределения;
- время не ограничивается уроком;
- частая смена деятельности;
- открытость результатов;
- основные организационные формы работы – разновозрастные (обучающиеся из разных классов) и разностатусные (обучающиеся + учителя + родители + общественность) группы.
Вместе сформулировали цель ВД - это создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
В соответствии с целевой установкой определены задачи:
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- обеспечивать новые образовательные результаты;
- включать обучающихся в творческую деятельность;
- организовывать места для предъявления личностных результатов и их оценки.
Основным документом реализации ВД стало ««Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 2», в котором зафиксированы такие важные основные моменты:
- недельная нагрузка – не более 10 часов;
- один год – 350;
- пять лет – 1750 (с 5 по 9 класс);
- выбор программ образовательных объединений:
- дополнительные образовательные программы школы и города: программы ФСК «Эдельвейс» («Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», «СОГ», лёгкая атлетика, футбол);
- музыкальная школа, художественная школа, спортивные школы, «Защитник»;
- участие в школьных, городских, краевых, всероссийских конкурсах;
- промежуточная аттестация;
- защита проекта (допуск к сдаче ОГЭ) при условии набранных 1750 часов с 5 по 9 класс;
- характеристика;
- портфолио.
Мы понимали, что прежде, чем начать реализацию ВД в школе, должны провести анализ исходного состояния (что мы имеем?). Проанализировав 3 вопроса: занятость обучающихся 4 классов (будущих пятиклассников), запросы родителей и наши ресурсы, получили следующую картину:
Занятость:
- 27% обучающихся посещают учреждения города;
- 65% - школа + город;
- 35% - ВД в классе.
Запрос родителей:
- расширить число объединений – 21%;
- конкурсы, презентации – 17%;
- результат для Портфолио – 18%;
- занятия по разработке проектов – 15%;
- КТД - 14%;
- учить общаться – 15%.
Ресурсы = школа + город
Профессиональная готовность учителей
Анализ исходного состояния выявил целый ряд проблем:
- неполная занятость уч-ся;
- ограниченное количество объединений;
- отсутствуют краткосрочные курсы;
- однотипность форм и методов;
- занятия с целым классом;
- словесные формы;
- не делается акцент на проектную деятельность;
- не осваиваются управленческие действия обучающимися;
- не планируется индивидуальный отчет обучающихся;
- равновозрастное и равностатусное общение;
- нет единого подхода к планированию и организации деятельности.
Для решения выявленных проблем и для того, чтобы задействовать все ресурсы урочной и внеурочной деятельности и обеспечить ее эффективность требовалась иная организация ВД, чтобы она была объединяющей, целостной, с общими целями и результатами, содержательно и организационно обеспечена, методически сопровождалась, была управляемой и постоянно развивалась.
Разработческая группа школы предложила очень интересную форму - Открытый Школьный Университет «Новый континент».
Данная форма выбрана не случайно, так как ОТКРЫТОСТЬ – это комплекс условий для взаимодействия между субъектами, структурами, существующими в школе и вне её, это массово-коммуникативная среда, это среда возрастающего взаимодействия (требования Закона об образовании, нового образовательного стандарта).
Почему университет? Потому что главная наша задача – образовательная, задача развития способностей, повышения общей культуры, приобретение опыта различной деятельности всеми: обучающимися, учителями, родителями.
В этом главная фишка и главное отличие от школы. Но школа и университет взаимодействуют ВМЕСТЕ, так как мы используем, опираемся на результаты урочной деятельности, которые дети приобретают на уроках.
Но наша задача более сложная: нам эти результаты нужно повышать, совершенствовать, предъявлять.
Главными составляющими в работе любого образовательного объединения университета (а это лаборатории, мастерские, проекты, коллективно творческие дела) – должны быть общение и деятельность. Взаимодействие и совместная деятельность способствуют:
- взаимному обогащению учителей, детей и родителей;
- росту человеческого потенциала;
- присвоению новых умений и опыта учителями, учениками и родителями (и в конечном счёте успешности всех участников образовательного процесса).
На базе университета работают 4 факультета:
- «Ученик.ru (развитие успешности)»;
- «Время перемен»;
- «Высшая школа для родителей»;
- «Перекрёстки возможностей».
У каждого факультета прописаны назначения, цели, задачи, планируемые результаты (на учебный год), составлен план работы.
Официально открытие университета состоялось 13 октября 2017 года. Были приглашены обучающиеся 5-7 классов, классные руководители, учителя - предметники, родители. В 2018-2019 учебном году мы организовали презентационные площадки отдельно для родителей, обучающихся и учителей.
Важным нормативно-организационным документам стал индивидуальный план участия во внеурочной деятельности каждого ученика.
Он включает обязательную часть (инвариант – часы учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса), и вариативную часть (часы ВД).
Также была разработана карта занятости обучающихся (расписан каждый день недели по часам), которая позволяет отслеживать место и время нахождения ребят. Убиваем двух зайцев: и классный руководитель, и родители имеют полную картину занятости ребят во внеурочное время и могут контролировать место нахождения ребёнка, исключать перегрузку. Особое внимание уделяется обучающимся группы риска.
Чтобы объединить все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся мы взяли за основу оптимизационную модель организации внеурочной деятельности.
Итак, как и что позволило нам решить возникшие проблемы:
- увеличили число курсов – R - создали условия для выбора;
- ввели разновозрастные и разностатусные группы – R - расширили опыт общения;
- утвердили требования к планированию образовательной программы и занятий, утвердили структуру индивидуального плана – R - обеспечили единый подход к планированию и организации деятельности;
- содержательно определили направления развивающей деятельности - R - удерживаем весь спектр задач и планируемых результатов ООП;
- реализуем установку: старшие – младшим - в результате осваиваются новые умения (разработать, презентовать, организовать, выступить, и т.д. перед младшими) + опыт управленческой, организаторской деятельности;
- через установку на структуру каждого занятия: это должна быть деятельность (в проектном подходе), общение участников, определен планируемый результат и форма его предъявления - R - обеспечили единый подход к занятиям;
- такие формы коллективного взаимообучения учителей, родителей и обучающихся как консультации, открытое занятие, практические занятия по планированию, самоанализ, экспертиза, проектная группа, разработческая группа, коллективные разработки КТД (коллективно творческих дел) и сам образовательный процесс – обеспечили сопровождение и поддержку профессиональной подготовки учителей. Учимся ВСЕ!
Чтобы оценить эффективность внеурочной деятельности мы разработали критерии и показатели оценки эффективности и дескрипторы.
Мы выделили 5 критериев, т.е. определили 5 важнейших условий для функционирования ВД.
Данные, по которым можно судить о состоянии критерия – это признаки, а качественную оценку дают дескрипторы - это уровни (1,2,3), это степень проявления (минимальная, средняя, максимальная), это качественные оценки – хорошо, удовлетворительно, … или определяем процентную динамику).
Используемые инструменты: анализ карт занятости обучающихся, анкетирование родителей, обучающихся, собеседование деканов с руководителями курсов; организация круглых столов руководителями курсов.
1 критерий – тенденции организации ВД
Показатели:
- соответствие образовательных программ курсов требованиям: деятельностно-проектный подход, планирование промежуточных и итоговых отчетных работ; определен уровень взаимодействия;
- выполнение программ;
- охват и сохранность контингента;
- ресурсное обеспечение.
Дескрипторы: % - норма, % исходного, % - настоящего состояния.
2-й критерий - уровень достижения планируемых результатов
Показатели:
- социальные знания, умения, социальные пробы, опыт социальной деятельности;
- взаимодействие на уровне класса (группы), школы, школа + социум.
Первый уровень: приобретает социальные знания, умения, участвует в социально-значимой деятельности; взаимодействие на уровне класса (группы).
Второй уровень: приобретает опыт социально-значимой деятельности (социальные пробы); взаимодействие на уровне класса (группы), школы.
Третий уровень: имеет опыт практической деятельности, публичных выступлений, работы в команде, организаторские способности; взаимодействие на уровне класса (группы), школы, школа + социум.
3 критерий – достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности.
Показатели:
- положительная динамика выполнения индивидуальных планов, освоение управленческих действий, старшие – младшим;
- презентации на уровне школы, города;
- участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т. п. вне школы; - наличие результатов для Портфолио;
- удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.
4 критерий – продуктивность ВД.
Показатели: уровень достижения ожидаемых результатов (1,2,3 - %), достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности (Портфолио), рост мотивации к активной познавательной деятельности, проявление полученных результатов в учебной деятельности, уменьшение нарушений учебной дисциплины и правил поведения.
5 критерий - профессиональная позиция учителя
Показатели:
- положительная динамика включенности в формы коллективного взаимообучения учителей, детей и родителей (консультации, открытое занятие, практические занятия по планированию, самоанализ, экспертиза, проектная группа, разработческая группа, коллективные разработки КТД);
- качество самого образовательного процесса (внешняя экспертиза: МСШ, администрация, родители, дети, руководители университета).
Перспективы развития:
- сетевое взаимодействие со школами, предприятиями города (расширение разностатусного общения);
- увеличить процент активных родителей в работе ОШУ (использование дополнительного ресурса);
- подключить науку.