Мир входит в сознание человека лишь
через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может
войти в него, не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания.
В.Прейер
Актуальность
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ранний возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов. (Сензитивный период - это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности.)
Цель: Формирование сенсорных способностей у малышей.
Задачи обучения:
- Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
- Научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира.
- Научить ребенка применять полученные знания на практике
Слово «экстрасенс», относящееся к людям, обладающими сверхчувствительными способностями, прочно вошло в наш быт. Но откуда берутся экстрасенсы?
Каждый человек имеет от рождения мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Система в организме человека, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной.
Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих форм, красок и событий (а это происходит практически в первые дни его жизни), важно не упустить момент, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи взрослого, ребенок, так или иначе, познает мир. Он все трогает, нюхает, пробует на вкус, рассматривает. Но эти познания без правильного сенсорного развития могут оказаться ложными или неполными. Суть сенсорного развития заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может двигаться дальше. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно - и в образовательной деятельности, и в повседневной жизни.
Я уже много лет работаю с детьми раннего возраста. Сенсорное воспитание – приоритетное направление в моей деятельности. В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта (подобраны игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету, детали конструктора, куклы в разноцветных платьях, разноцветные ведерки, шары, кубики). Учитывая, что дети раннего возраста очень любят подражать взрослым, подобраны предметы для деятельности детей (ситечки, совочки, губки, щеточки), чтобы можно было мести, просеивать, вытирать.
Очень интересным оказалось проведение долгосрочного познавательного проекта «Занимательная сенсомоторика». Для реализации проекта были изготовлены дидактические игры из подручного материала (прищепки, пуговицы, трубочки, крупа и т.д.)
Задачи проекта:
- Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности (пальчиковые игры, игры с предметами, рисовании, лепке).
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.
Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах форме, твердости, соотношении частей.
В качестве средств сенсорного воспитания детей раннего возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Другое средство развития детской сенсорики-конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывая богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез).
Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей, а наши занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.
Например, собирая пазлы, сначала вместе с ребенком, а потом, побуждая его делать это самостоятельно, мы можем поработать не только над формированием правильных сенсорных эталонов малыша, но и над зарождением логического мышления, наблюдательности и внимательности.
Сенсорное развитие детей раннего возраста осуществляется через различные методы и формы работы.
Игры экспериментирования
Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов являются песок и вода.
Игры с песком очень актуальны в работе с детьми раннего возраста, т.к. развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных процессов.
Игры с водой одно из любимых детских занятий. Ознакомление со свойствами воды происходит во время организованных игр-занятий под наблюдением воспитателя. Можно поиграть в игру «Тонет-не тонет», «Разноцветная водичка». Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.
Наблюдения и подвижные игры
Во время наблюдений на прогулке дети получают множество впечатлений. Например, понятие «высокий-низкий» дети могут определить при сравнении деревьев (дерево высокое–низкое). После можно поиграть в подвижную игру «Раз, два, три, к высокой березе беги!». Такая игра нравится детям. Она развивает мышление, сенсорные способности, дает положительный эмоциональный настрой.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятия и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
Взрослые – проводники детей в этом мире. Если вести малыша по правильной дорожке, он обязательно достигнет вершин мироздания. Но это при нашем непосредственном участии.
Список литературы
- Богусловская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991. - 207с.
- Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М. Просвещение, 1991. -197с.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. Просвещенение, 1998. -143с.
- Психология и педагогика игры дошкольника/ под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М., 1996.-112с.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Учеб.-метод.пособие/ Е.С.Демина, Н.В.Казюк. - М., Творческий центр «Сфера», 2006.-192с.
- Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьяковой, Метод. Указание. -М., Просвещение, 2001.-176с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Кн. для воспитателя дет.сада.- М., Просвещение, 1991.-207с.
- Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.-251с.
- Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К., Рад.школа, 1997.-197с.
- Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. - М., Изд.-во «Карапуз», 2001. -128с.