Постановка голоса - это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.
Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.
"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", - писал И.М.Сеченов.
Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе.
Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем телом.
Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.
Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент" во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы "играть" на нем, нужно знать хотя бы основные его "технические" свойства".
1. Разбор на практике, - какие четыре группы отвечают за постановку голоса
- Иногда голос звучит слабо и плоско.
Можем задуматься, почему голос звучит плоско… В чем же дело?
В не поставленном голосе… если голос НЕ поставлен на опору дыхания – он тихий и плоский и звучит не убедительно чаще всего он быстро устаёт и садиться.
В чем же причини слабенького устающего голоса?
Какая-то из четырех групп органов, создающая голосовой инструмент - не работает.
За поставленный голос отвечают
- Либо органы дыхания;
- Либо голосовые связки;
- Либо резонаторы;
- Либо артикулятлоры.
- Но все это поправимо.
Главное понимать, какие органы участвуют в создании поставленного голоса, знать, где они находятся, и чувствовать их работу.
Давайте разберемся по-порядку.
Итак, легкие: делаем глубокий вдох, широкой частью легких, которые находиться уже под ребрами. Нужно ощущать, как они раздвигаются, потому что под легкими находиться пленка ДИАФРАГМА.
- Нам нужно, чтобы она натянулась, а не болталась как в обычном состоянии.
Дальше, необходимо задействовать две большие У-образные косые мышцы, они находятся под животом, это опора нашего дыхания.
А теперь, позови пожалуйста кошку, которая находиться не под ногами, а там далеко, иначе - косые мышцы не будут работать, «КС…- КС,» - почувствовали как они напряглись…. Вот.
Чтобы заставить эти мышцы работать в самый первый раз, нужно сильно напрячь мышцы ягодиц (делаем…). Угу.
Косые мышцы начнут поджимать диафрагму, которая в свою очередь начинает выжимать воздух.
Теперь связки. Связки находятся вот здесь (показываю на ученице).
- Косые мышцы напряглись, диафрагма поджалась, легкие наполнились и пошел плотный поток воздуха, в этом случаи связки НЕ трепещут, а сжимаются и начинают выдавать сильный, чистый и четкий звук. Но, что бы голос стал звонким нужно добить этим звуком до поднятого Нёба. (зевни….. зевай, зевай… высоко…)
Нёбо – это резонатор, купол (говорю на поднятом нёбе) где мы чувствуем вибрацию голоса, где он обретает свой звон…
- Гайморовы пазухи и лицевые кости, благодаря нёбу, то же становиться резонаторами и артикуляторы:
- Это наш язык губы и челюсти. Они должны свободно двигаться, что бы у нас была четкая дикция.
Пример: Представим себе, что во рту горячая картошка, запускаем звук, ….
Посвятите этому пять минут в день, и уже через неделю Ваш голос встанет на место.
ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА
- Развитие и совершенствование дыхания.
- Управление косыми мышцами и диафрагмой.
- Развитие навыков в работе резонаторов.
- Работа с артикуляционным аппаратом.
2. Распвеки
а). «У-у-у…» - (открытое горло, поймать это состояние) точность интонации, отсутствие подъездов, тренируем слух, интонирование тона, полутона вверх, вниз; уточнить об "Атаке" звука - это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения.
б). «Бр-р-р..» для расслабления связок; контроль дыхания на опоре.
в). «Йа-а-а..», Йё-ё-ё…»: пропевание I II III мажорного лада, на опоре – горло свободно, посыл в головной резонатор, ориентироваться на отклик помещения. Рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато - отрывисто);
Шадт Полина ученица 7 хорового класса: Вокализ № 18. F-dur. Обр. А.Ленского.
Итог
В работе над голосом важна регулярность занятий и физическое состояние голосового аппарата поющего, да и всего организма в целом.
Работая над постановкой голоса необходимо слушать не только себя - УХОМ, но и всем телом, превращаясь в единый сложный музыкальный инструмент.