Цель: Создание условий для развития экологических представлений у детей раннего возраста через экспериментирование.
Задачи:
- организовать игровую ситуацию для формирования представлений у детей о воздухе и его роли в жизни человека;
- предоставить детям возможность для развития умения решать проблемные задачи, формирования коммуникативных навыков, навыков безопасного поведения;
- способствовать воспитанию толерантности у детей и навыков сотрудничества.
Методы и приемы:
- Наглядные (показ, наблюдение);
- Словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- Игровые (роль фиксика);
- Практические (опыт – вопросы, опыт – высушить волосы, собрать мусор, остудить Нолика).
Педагогические технологии: гуманно-личностные (диалог, работа с подгруппой детей, индивидуальная, релаксация (игра «Мыльные пузыри»), поисково-исследовательские (вопросы, опыт – высушить волосы, собрать мусор, остудить Нолика), игровые (роль фиксика Нолика).
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза «Птички и ветер», релаксация (игра «Мыльные пузыри»), дыхательная гимнастика «Разбуди бабочек», для глаз (рассматривание бабочек), «Волшебные звуки природы» - шум ветра.
Предметно-пространственная образовательная среда: кораблики, вертушки, шары, трубочки, птички (из бумаги), емкости с водой; соломинки, стаканы с водой, мыльные пузыри, бутылки пластиковые емк. 05л. (с вырезанными бумажными бабочками) - по количеству детей, фен, пылесос, вентилятор, бумага, веер, насос, дудочки, свистульки, надувные мячи, игрушки, влажные салфетки, емкость для мусора, лупы, тарелочки, ветряная мельница.
ТСО: ноутбук, колонки, «Волшебные звуки природы» - шум ветра.
Дети под музыку входят в групповую комнату.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть, как вы дружно умеете играть и друг другу помогать.
Игра-приветствие
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Раздается звонок по телефону.
- Алло, здравствуйте. Спасибо за приглашение.
Ребята, фиксик Нолик пригласил нас к себе в лабораторию.
- А вы знаете, чем занимаются в лаборатории? Кто работает в лаборатории?
Отгадайте загадку, в какую лабораторию нас сегодня пригласили:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
- Сегодня нас пригласили в лабораторию воздуха. Вы согласны отправиться со мной? А на чем можно туда добраться? (Предложения детей.)
- У меня есть воздушный шар, я предлагаю отправиться на нем, согласны?
Звучит музыка. Дети берутся за нитку, идут друг за другом.
1, 2, 3, 4,5,
Мы решили поиграть.
В лабораторию пойдем,
Много интересного найдем.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли в лабораторию.
- Почему нас никто не встречает?
Звучит музыка из мультипликационного фильма «Фиксики», вбегает фиксик Нолик.
Нолик: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Нолик! Мы пришли посмотреть на воздух в твоей лаборатории, где же он? Что с тобой произошло, почему у тебя голова мокрая?
Нолик: По пути в лабораторию меня намочил дождь. Я рад, что вы согласились прийти в мою лабораторию, только у меня здесь существуют правила при проведении опытов:
- нельзя ничего пробовать на вкус;
- соблюдать порядок на рабочем месте.
Апчхи! Теперь я заболею.
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Нолику? (Ответы детей).
- Давайте попробуем высушить голову феном.
- Ребята, можно детям бытовые приборы включать?
Нолик: Конечно, можно! А как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Бытовые приборы можно включать только взрослым.
Воспитатель переключает фен, направляя струю на ладони детей.
Воспитатель: Ребята, что это дует? (Ответы детей). Какой он? (Ответы детей). Переключает фен на разные режимы.
- А каким воздухом можно быстрее высушить волосы Нолика. (Ответы детей)
Дети по очереди сушат голову Нолику, проверяя, высохла или нет.
Воспитатель: Ребята, что вам помогло быстро справиться с проблемой Нолика? (Ответы детей).
Нолик: Спасибо, ребята за помощь! (Чихает). Ой, наверно я все-таки простудился, у меня начинается насморк! (Достает платок, с платком высыпаются мелкие бумаги).
Нолик: Ой, в лаборатории должно быть чисто.
Воспитатель: Ребята, поможем Нолику навести порядок?
(Дети с Ноликом собирают листочки бумаги в емкость, мелкий мусор остается).
Воспитатель: Да, а это руками не соберешь. Дети, что может пригодиться нам для уборки? (Ответы детей). Кто поможет Нолику навести порядок?
Нолик включает пылесос, подносит пылесос к рукам детей, чтобы проверить, как движется воздух в пылесосе. Дети по очереди помогают ему пропылесосить.
Нолик: Какие дети трудолюбивые.
Воспитатель: Нолик, а теперь я предлагаю детям отдохнуть .
- 1, 2, 3, в птичек превратились вы.
Игра “Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают (машем руками, как крылышками).
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Воспитатель: 1, 2, 3, в деток превратились вы.
Нолик: Как весело с вами поиграл. Давайте сядем, отдохнем, жарко стало. Можно окно открыть, проветрить? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что можно предложить Нолику? (Ответы детей).
Дети выбирают предметы, с помощью которых можно остудить фиксика, обмахивают лицо).
Воспитатель: Дети, что вы почувствовали? (Ответы детей).
- Вам стало теплее или холоднее? (Ответы детей).
Нолик: Ребята, вы увидели воздух в моей лаборатории? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, с помощью воздуха мы смогли высушить волосы, собрать мусор, воздух помог охладить тебя.
Нолик: А за то, что вы мне помогли, я вас награждаю медалями «Знатоки воздуха», и покажу фокус, как с помощью воздуха можно разбудить бабочек в бутылке.
Опыт «Бабочки проснулись»
В бутылке с трубочкой находятся вырезанные бабочки из бумаги. Фиксик дует в трубочку, бабочки от потока ветра начинают двигаться.
Нолик: А остальных бабочек я предлагаю разбудить вам.
Фиксик дарит детям бутылочки с бабочками.
Воспитатель:
Ребята, мы старались с вами дружно,
Фиксику домой возвращаться нужно.
Но путешествия еще мы будем продолжать –
В следующий раз другие фокусы будем наблюдать.
Нолик:
До свиданья, детвора,
Мне домой идти пора.
Нолик прощается с детьми и уходит, дети продолжают играть.