Жизнь леса. Урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, лес


Цель:

  • сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе;
  • ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, содействовать формированию экологической культуры.

Формируемые УУД:

  • познавательные — умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами живой природы;
  • коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
  • регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
  • личностные - проявлять положительное отношение к учению, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания;
  • предметные - формирование представления о лесе как о природном сообществе, развитие умений узнавать и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека, формулировать правила поведения в лесу.

Оборудование: презентация «Жизнь леса», карточки для индивидуальной работы.

Курс программы А.А.Плешакова подразумевает, что при изучении природных сообществ (экосистем) материал дается с опорой на краеведение, поэтому данный урок подробно освещает природные ресурсы Брянской области.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, уважаемые знатоки нашего края. Я рада вас видеть красивыми, здоровыми, готовыми к работе, к получению новых знаний. Проверка Д/З

- Почему я вас так назвала? Как называется раздел учебника, над которым мы работаем? (Наш край). - Как называется наш край? (Брянская область)

- Что для вас означает понятие – наш край? (родной край - это край в котором мы родились. Здесь живут наши друзья и близкие, здесь всё знакомо и любимо с детства.)

Для чего нужно изучать природу своего края? (Чтобы мы могли не нарушать закон природы! Мы должны любить ее и беречь ее, ведь мы в ней живем. Если знать и любить природу, то она будет любить нас.)

- Да, ребята, природа нуждается в нашей заботе. Чтобы сохранить природу родного края мы должны знать его особенности. Давайте вспомним, что мы уже знаем.

Актуализация знаний

Перед вами сочинение вашего сверстсника Васи Перепуткина о Брянской области.

Мне кажется, что-то он напутал. Найдите ошибки и исправьте их. (Самостоятельно на листочках)

Мой край

На пересечении трех славянских государств - России, Украины и Польши на Восточно-Европейской равнине, раскинулась красивая и гостеприимная Брянская область. Главный город нашего края - Брянск. Это один из самых молодых городов Брянщины. По территории области протекает почти 3000 рек. Самой длинной рекой, является Ипуть. Впадает река в Днепр в 10 км от столицы Украины города Киева. Наш город Почеп расположен на берегу реки Судость. Эта река с очень бурным течением тоже впадает в реку Днепр.

Наш край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают торф, мел, песок, глину, нефть, известняк. Почвы здесь черноземные, богаты перегноем. Ведь область находится в степной зоне. Я люблю свой край.

(Взаимопроверка)

- Обменяйтесь листочками. Проверяем (читаю по частям) Оцените работу товарища.

- Какие ошибки допустил Перепуткин Вася? (разбираем). Поднимите руки, кому удалось найти все ошибки? Молодцы.
На пересечении трех славянских государств - России, Украины и Беларуссии на Восточно-Европейской равнине, раскинулась красивая и гостеприимная Брянская область. Главный город нашего края - Брянск. Это один из самых старых городов Брянщины. По территории области протекает почти 3000 рек. Самой длинной рекой, является Десна. Впадает река в Днепр в 10 км от столицы Украины города Киева. Наш город Почеп расположен на берегу реки Судость. Эта река с медленным течением тоже впадает в реку Десну.

Наш край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают торф, мел, песок, глину, известняк. Почвы здесь подзолистые. Ведь область находится в лесной зоне. Я люблю свой край.

Самоопределение к деятельности

Сегодня мы продолжим изучать природу родного края? И вы сможете пополнить свои «рюкзачки» новыми знаниями.

В лиственном и хвойном облаченье
Встали, подпирают небеса
И полны особого значенья -
Явь и сказка - Брянские леса...

- Кто догадался, какой природный объект будем исследовать сегодня? (Брянский лес). - Главное богатство нашей области - красивые и богатые леса. Брянщина гордится свои лесами. Символ Брянского леса – золотую ёлочку мы видим на гербе Брянской области. Если посмотреть на карту, то территория, занимаемая Брянской областью, очертания границ напоминают лист клёна. Это совпадение очень символично, так как одну третью всех её земель занимаю леса. Брянские леса часто называют «легкими Европы», И это неслучайно…

Брянский лес уникален. Нигде в нашей стране, нет такого богатства и таких редких сочетаний растительности. По территории области проходит граница двух природных зон - смешанных и широколиственных лесов

- Ребята, поднимите руку, кто видел лес или хотя бы раз в жизни были в лесу.

- Что такое лес? (Растения, животные, грибы)

Открытие нового знания

- Действительно, главные в лесу – это деревья. Но много и других растений. Их много и они такие разные. Как вы думаете, не мешают ли растения друг другу расти? Почему?

Как растут растения в лесу?

Посмотрите. Кто назовет эти растения? (береза, орешник (лещина), ландыш.)

На какие группы можно разбить эти растения. (деревья, кустарники травы.)

- Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

- Что это напоминает? (Лестницу, горку)

- Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами. Растения в лесу растут ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

- С чем можно сравнить лес? (с многоэтажным домом)

- Кто еще живет в этом доме? (Животные)

- Как вы думаете, на каком этаже будут жить животные?

- Весь лес - от верхушки деревьев до земли заселён животными. Почему в лесу может обитать так много животных? Что дает лес животным? (дом, укрытие, пища)

- Какую пользу приносят животные лесу? (оздоравливают лес: дятел, например, может за день уничтожить 800-900 жуков – короедов; помогают в распространение плодов и семян.)

- Какой вывод можно сделать? Растения и животные в лесу связаны и не могут существовать друг без друга.

(Ставлю стрелочки на схеме)

Работа в группах

- Займите своё положение в группах. В течение 2–3-х минут каждая группа выбирает из списка лесных обитателей брянских лесов растения или животных своего этажа. Можете воспользоваться помощью учебника с. 166-167.

1-я гр. Называет растения 1 (верхнего) яруса, растущие в наших лесах. 

  • ель
  • сосна
  • осина
  • дуб (долгожитель, доживают до 500 лет, а некоторые до 2000 лет. Наши предки считали святым деревом и посвящали его богу Перуну.
  • рябина,
  • клен

2-я гр. Ищет растения среднего яруса кустарники.

  • шиповник
  • можжевельник
  • бересклет
  • крушина
  • калина
  • малина

3-я гр. Находит травянистые растения леса родного края.

  • кислица (листочки кислые на вкус),
  • земляника
  • черника
  • медуница (дарящая мед)
  • папоротник,
  • копытень (листья по форме похожи на следы от лошадиного копыта)
  • Иван-да-марья (Желтые цветки - марья, а фиолетовые - листочки, расположенные рядом с цветками - иван.

4-я группа. Называет животных верхних этажей.(2-3)

  • Дятел
  • Сова
  • Белка
  • Синица
  • Глухарь
  • Сойка
  • дрозд

5-я группа. Животных, которые, живут на земле.

  • Лось
  • заяц,
  • бурый медведь,
  • ёж,
  • косуля,
  • волк
  • кабан
  • лиса

- Проверяем. Начинать ответ будете так.

Мы идём в лес, чтобы посмотреть, как растут...
Мы идем в лес, чтобы посмотреть, как живут…

Молодцы, все справились с заданием. Но мы забыли еще про одних обитателей леса. Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть но нет сапожка,
Шляпа есть, нет головы. (Гриб)

- Всего в мире ученые насчитывают 80 тысяч видов грибов. В наших лесах их около 300 видов. Я знаю, что многие из вас вместе с родителями любят ходить в лес за грибами.

- Какие грибы вы собирали в нашем лесу?

- А все ли грибы съедобные?

Знаете ли вы, какие грибы появляются в наших лесах раньше остальных, в апреле, мае? (строчки, сморчки)

- А какое самое главное правило при сборе грибов. Что нужно делать, если вы встретили незнакомый гриб? (Не бери незнакомый гриб)

- А лесу нужны грибы?

1. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

2. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор. Взамен они получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут – сахар и крахмал.

Как называется этот процесс? (симбиоз)

Физминутка

Хорошо в лесу в любое время года, но особенно летом.
Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. (Звуки леса)

Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику

- Ребята, вы сейчас были в лесу. Что лежит в лесу под ногами? (Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья).

- Каждый год на 1 гектар - это 10.000 м2 леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры.

Почему в лесу и не скапливается много старой листвы. Почему нет много листьев?

Прочитай материал на стр. 168.

- Какие еще живые организмы необходимы лесу? (бактерии)

- Посмотрите, какая схема у нас получилась? Как теперь вы ответите на вопрос, что такое лес?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, бактерии – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом. Здесь все находится в равновесии. Что произойдет, если нарушить это равновесие. По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие? (человек)

Лес и человек

- К сожалению, человек еще плохо понимает «язык леса» и причиняет ему боль. (вырубка лесов, браконьерство, мусор, пожар)

К чему могут привести эти ошибки?

Действительно, существованию леса угрожает реальная опасность. В результате вырубки лесов ветрами выдувается плодородный слой земли, гибнут насекомые, птицы, звери. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. Неумеренная охота приводит к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

- В результате деятельности человека многие растения и животные брянских лесов стали очень редкими.

В красную книгу Брянской области внесены более сорока разновидностей животных.

Среди них барсук, гигантская вечерница, беркут, сапсан (самые быстрые птицы и живые существа на земле Ими называют наиболее скоростные поезда, мотоциклы. Скорость, которую могут развить сапсаны, составляет более трехсот километров в час.)

Редкими стали рысь и бурый медведь.

В области имеются двести сорок видов редчайших растений, сто из которых обладают лекарственными свойствами. О них знали наши предки и использовали в народной медицине. В нашем регионе издавна жили травники травницы, способные умело приготовленным отваром поставить лежачего больного на ноги. В настоящее время свойства многих растений изучены и широко применяются в медицине. Неудивительно, что большинство лекарственных растений давно уже стали редкими исчезающими.

А что будет, если эти растения исчезнут?

Среди них:

  • Адонис весенний,
  • башмачок настоящий,
  • чабрец (тимьян) Используется во многих сферах человеческой жизнедеятельности: кулинарии, косметологии, народной медицине и даже в магии.
  • волчье лыко (применять его следует с большой осторожностью из-за его ядовитости).
    Гвоздика Борбаша
  • Барбарис обыкновенный В наше время используют в кулинарии для приготовления конфет, желе.

Чтобы спасти животных и растения брянского леса 14 августа 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов был образован заповедник «Брянский лес». Это - единственный заповедник, расположенный в Брянской области. В заповеднике встречаются растения и животные, занесенные в «Красную книгу» России.

В заповеднике «Брянский лес», представлены все виды дятлов, существующих в нашей стране. Символом заповедника стал черный аист.

Самый знаменитый зверь заповедника – зубр - самое крупное копытное животное, обитающее на территории Брянской области. В заповеднике «Брянский лес» обитает больше 40 зубров.

Д/з. Дома подготовьте сообщение о любом животном, растении заповедника «Брянский лес». Скажите, где можно найти такую информацию? (в энциклопедии, в Интернете)

Правила поведения в лесу

Жизнь леса, его обитателей зависит от нас, от каждого, кто бывает в лесу.

Никто не должен забывать, что он здесь в гостях и обязан выполнять определенные правила. Восстановите эти правила. Какие слова пропущены в памятке. (Раб. в парах)

Не сбивай ногой даже несъедобные гнёзда

 

Не лови и не уноси домой грибы

 

Не разоряй….. птиц и животных

 

Не рви ……. костёр

 

Не ломай…….. лес

 

Самый страшный враг леса ……. ветки деревьев

 

Не уходи из леса, не затушив…….. цветы

 

Берегите ……!. Огонь

 

- Если все будут соблюдать эти нехитрые правила, лес будет счастливым и будет радовать нас своей красотой, одаривать подарками.

Видеоролик.

Обобщение

Наш урок подошел к концу. Скажите, какие знания, полученные на уроке, вы унесете с собой? Спасибо за урок. Вы хорошо поработали. Справились со всеми заданиями.

Я думаю, что теперь вы сможете решить одну задачу.

Экологическая задача. В нашем городе 16.400 чел. Каждая семья состоит из 4 человек. Сколько елочек нужно срубить в новогодние дни, чтобы каждая семья получила по одной елке? (не надо рубить)

Рефлексия

У меня тоже есть елочка. Если вы считаете, что информация, полученная на уроке, для вас важна и может пригодиться в жизни, повесьте на ёлочку новогоднюю игрушку.

(Под музыку: «Елочке не холодно зимой»)

Итог урока

Закончился наш урок. Но не заканчивается наша любовь и бережное отношение к природе. Помните, если мы будем любить природу, природа будет любить нас. Как напоминание об этом и о нашем сегодняшнем уроке мои помощники для вас и для наших гостей приготовили подарок – экологический календарь.

Существует и отмечается масса дат, которые напоминают людям, населяющим Землю, о том, что ее состояние зависит от каждого из них. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы, пели птицы.