Персональный сайт в работе учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


С 2017 года на Чемпионатах профессионального мастерства различных уровней «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Преподавание в младших классах» (R21 Elementary School Teaching) одним из конкурсных заданий является подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя. С чем связано такое внимание к данному направлению? Почему персональный сайт становится одним из компонентов профессиональной деятельности современного учителя начальных классов?

Сегодня мир невозможно представить без сети Интернет. Его активными пользователями являются огромное количество людей. И каждый находит в нём что-то нужное для себя. Неоценимую роль Интернет оказывает и в работе учителя. Связано это в первую очередь с поиском сайтов, в которых предлагается дидактический материал для подготовки и проведения уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах. Создание персонального сайта открывает новую среду и новые возможности для профессиональной деятельности учителя начальных классов. Персональный сайт оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала и как личности.

Персональный сайт - это коммуникационный центр, который позволяет хранить, транслировать и преобразовывать информацию. Систематизация дидактических материалов, методических разработок уроков, электронных учебников, видео ресурсов, иллюстраций, тренажеров, просто необходима учителю в современном информационном обществе. Грамотная систематизация накопленных учителем ресурсов, помогает сократить время на их поиски в бумажных папках, на полках шкафов в личном архиве и т.д.

Нельзя забывать и о том, что сайт будет доступен в глобальной сети Интернет всем. Поэтому целеполагающая аудитория будет разная, ведь проблемы образования актуальны для всех участников образовательного процесса. В том числе сайт может выступить и визитной карточкой учителя, и как сборник методических материалов, и как средство дистанционного образования, и как доска объявлений, и как место (форум) обсуждения актуальных вопросов. Персональный сайт учителя дает возможность сотрудничать с детьми, родителями и другими педагогами в режиме online, что очень удобно в современном мире.

Точного определения понятия «персональный сайт» нет. Непосредственно сайт – (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом. Следовательно, персональный сайт – это сайт конкретного человека.

Работа над персональным сайтом должна начинаться с его проектирования. При проектировании учитель может преследовать следующие цели:

  • Визитная карточка педагога, его достижений и успехов его учеников.
  • Систематизация накопленных в процессе педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов и их использование в образовательном процессе школы.
  • Открытие дополнительных возможностей общения в режимах online, offline с коллегами, учащимися и их родителями.

При создании сайта следует ответить на ряд вопросов: кто будет потребителем информации, какова будет структура сайта, какие материалы планируется размещать на сайте и т.д. То есть должна быть учтена специфика профессиональной деятельности учителя, а также контингента обучающихся. Хорошо спроектированный сайт отражает профессиональные качества учителя, имеет четкую и понятную для пользователей (учащихся, родителей, коллег) информационную структуру, которую можно изменять и дополнять по мере наполнения сайта новыми материалами. Структура персонального сайта учителя должна быть понятной, не содержать логических противоречий, позволять посетителю сайта легко найти всю опубликованную информацию, потому что посетителем персонального сайта педагога обязательно будут учащиеся.

В настоящее время структура и содержание материалов персональных сайтов педагогов не регламентируется никакими нормативными документами. Однако размещаемые материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и не идти в разрез с законодательством РФ.

Содержание сайта – важнейший его элемент. Распространенной ошибкой является стремление сделать сайт «всеобъемлющим», самым интересным и ярким по содержанию. Невозможно объять необъятное, следует работать на ту аудиторию, с которой учитель собирается общаться на страницах своего сайта. Здесь важно представить себя на месте учеников, родителей, коллег и размещать на персональном сайте ту информацию, которая будет им интересна и полезна. Рассмотрим пример структуры персонального сайта учителя начальных классов:

1. Главная страница.

Главная страница сайта обычно включает обращение к пользователям сайта, путеводитель по страницам сайта, контакты, новостную ленту, визитную карточку учителя. В визитную карточку, как правило, входят фото учителя, краткая информация об образовательном учреждении, краткая информация о педагоге (образование, владение иностранными языками), сведения о его достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты), данные о повышении квалификации.

2. Фотогалерея.

Раздел, включающий в себя фото-, видеоматериалы жизни класса.

3. Достижения класса.

Данный раздел может включать в себя информацию об участии учащихся класса в школьных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках.

4. Познавательная страничка.

На познавательной страничке размещается актуальная и интересная для учащихся информация. Литературные рассказы, научные статьи, видео-, аудиоматериалы, книги, всё то, чем интересуются и увлекаются учащиеся класса.

5. Методическая копилка.

Методическая копилка может включать личные разработки учителя: конспекты уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, авторские цифровые образовательные ресурсы, в том числе и презентации. В данном случае сайт позволяет учителю не только презентовать свой педагогический опыт широкой аудитории, но и накапливать практически значимый материал, осуществлять рефлексию и корректировку своей педагогической деятельности.

6. Обратная связь.

Актуально включать на сайт раздел «Форум» для обратной связи с коллегами и родителями, обсуждения с ними актуальных вопросов.

Для того чтобы создать свой персональный сайт в сети Интернет, сейчас не обязательно знать язык HTML. Существует много бесплатных онлайн-сервисов (Jimdo, Flexbe, Wix и др.), в которых есть возможность воспользоваться полным спектром бесплатных услуг по созданию персонального сайта и его оформлению. При размещении материалов для персонального сайта стоит учитывать следующие рекомендации:

  • Главная страница должна привлечь пользователя оформлением и в то же время помочь легко сориентироваться и найти нужное содержание.
  • Строка меню, как и строка названия, повторяется на каждой странице сайта – чтобы пользователь легко переходил из раздела в раздел.
  • Не увлекайтесь фотографиями. Они должны быть тщательно отобраны и оптимизированы (в первую очередь по размеру).
  • Придерживайтесь одного стиля. Необходимо помнить, что единая цветовая гамма способствует полному и быстрому восприятию информации. Количество основных используемых цветов не должно быть более трех. Используйте спокойные для восприятия цвета.
  • Размер шрифта должен быть достаточным для комфортного чтения. Не следует злоупотреблять выделением полужирным и курсивным начертанием (желательно не чаще одного-двух раз на странице).
  • Сайт не должен содержать неработающие ссылки.
  • Информация на сайте должна быть индивидуальной, если используются тексты, скопированные с Интернет-ресурсов, необходимо указывать ссылки.

В сегодняшних условиях, персональный сайт - это помощник для учителя. В отличие от электронной почты, месенджеров, сайт доступен абсолютно всем и очень удобен для размещения материалов для учащихся и их родителей. Сегодня сайт – это эффективный образовательный инструмент позволяющий идти в ногу со временем, применять в своей работе новые технологии, и даёт большие возможности для организации дистанционного обучения.