Иногда ребёнок затрудняется решать задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же выйти на этот уровень? Как добиться этой скорости чтения?
Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: чтение-спринт, чтение-разведка, чтение со счётом слов. Эти упражнения можно вводить в конце 1-го класса.
Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей! Ещё быстрей!» добавляя при этом «Читать нужно всё».
В целях обучения детей вертикальному чтению, использую упражнение «чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, читая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем вопросы к тексту. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Наряду с основными упражнениями, я использую и другие:
- Упражнение «Финиш». Читаем до указанного слова или выражения.
- Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.
- Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
- Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чём там написано.
- Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Чтобы освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то не надо проводить длинные по времени упражнения, а проводить короткими порциями, но с большой частотой. Домашняя тренировка должна проводиться тремя порциями по 15 минут. Небольшой объём ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа за один приём.
Жужжащие чтение – это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренируются в течение 5 минут. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Хорошие результаты чтения даёт чтение перед сном. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Я рекомендую родителям, дети которых читают неохотно этот приём обучения, используя подписи к картинкам в маленьких книжках. Читать надо поочерёдно: несколько абзацев читает ребёнок, потом. Когда родители видят, что ребёнок устал, подключаются сами.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов (И.Т.Федоренко).
Я использую и такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Эти упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам, ориентируясь на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого отрывка. При этом ученик снова замечает до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого чтения.
Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз.
Чтение в темпе скороговорки. При этом не следует уделять внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учеников и начинаем третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребёнок продолжает читать часть текста в том же повышенном темпе. Каждый, пусть самый маленький успех ученика должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. У всех ребят есть личный листок скорости чтения. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю. Через месяц. Каждый ученик видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.
Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводится родителям. На консультациях, на родительских собраниях подробно рассказываю, как организовать работу с детьми дома. На родительских собраниях родители обмениваются опытом своей работы.
Список литературы
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.
- М.Р.Львова «Школа творческого мышления».
- Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. - М.: АСТ Астрель, 2011.
- Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm