Тема мотивации очень актуальна во все времена, на всех ступенях обучения.
Я проработала много источников по данной теме в психологической литературе.
Мотивация – побуждение к действию, определяющее активность человека. Это психофизиология.
Цель учителя – найти средства воздействия на развитие мотивационно-познавательной сферы обучающихся. Управлять учебным процессом на основе его мотивационного обеспечения.
В этом году у меня новый набор. 30 первоклассников.
Я решила начать работу с оценки школьной мотивации. Проанализировать мотивы моих новых учеников к обучению в школе.
Существует ряд методик для диагностики школьной мотивации.
Анкета для изучения мотивации обучающихся 1 классов (Гинзбург Михаил Романович).
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни,
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового.
Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Мотивы: получение материальной выгоды (мало), социальные преобладают (приносить пользу обществу), личностные присутствуют.
Я получила следующие данные.
- 32% — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
- 36% — высокий уровень учебной мотивации;
- 18% — нормальный (средний) уровень мотивации;
- 7% — сниженный уровень учебной мотивации;
- 7% — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Натальи Георгиевны Лускановой.
1. Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Выводы:
ЛУСКАНОВА |
||
Уровни мотивации |
% учащихся |
Чел. |
I (очень высокий) |
29 |
8 |
II (высокий) |
36 |
10 |
III (средний) |
29 |
8 |
IV (низкий) |
7 |
2 |
Нужно активизировать познавательную деятельность обучающихся. Кого-то направить, поддержать, кого-то не потерять, не разочаровать.
Способы и методы повышения учебной мотивации первоклассников:
- Проблемное обучение или его элементы на уроках.
- Групповая работа, работа в парах.
- Урок-викторина, конкурс, путешествие.
- Разыгрывание сказок, сценок.
- Обсуждение ситуаций героев литературных произведений.
- Инструктаж.
- Ведение портфолио (дневника достижений).
- Выставка работ.
- Наглядные средства.
- Применение компьютера, ТСО (презентации, фильмы).
- Физкультминутки.
- Психогимнастика. Гимнастика для глаз.
- Игра. Включение в процесс урока героев.
- Развивающие упражнения.
- Загадки, ребусы, шарады, головоломки.
- Приглашение специалистов со стороны, известных людей.
- Интерактивные игры.
- Дидактические игры.
Дидактическая игра – это обучающая игра. Она создается взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Имеет задачу, игровые действия, правила.
Познавательное содержание - особенность дидактической игры.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
Я провожу в течение нескольких минут как этап урока.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте:
- «Животные заблудились».
- «Рассеянный поэт и доверчивый художник».
- «Спрятанное слово»
- «Цепочка слов».
- «Собери цветок».
- «Найди ошибку».
- «Буква заблудилась»
- «Найди слова в слове».
- «Совята учатся читать»
- «Закончи предложение».
- «Наоборот».
- «Кто лучше слушает»
Дидактические игры на уроках математики:
- «Составим узор»
- «Наоборот»
- «Построй изображение из данных фигур»
- «Лучший счетчик»
- «Веселый счет»
- «Сколько»
- «Угадайка»
- «День и ночь» (Что изменилось?)
- «Арифметический бег по числовому ряду»
- «Соедини точки».
- «Угадывание задуманного числа»
- Графические диктанты.
Дидактические игры на уроках окружающего мира:
- «Узнай растение по описанию» (загадки)
- «Вставь недостающие части растения»
- «Ну-ка прочитай»
- «Письмо журавлика»
Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.
Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?»
Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику.
Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.
Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.
- Назовите зимние месяцы.
- Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?
- Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?
- Каких животных нельзя увидеть в природе зимой?
- Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.
Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки:
- Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
- Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.
«Что напутал художник». Исправь ошибки.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
«Животные заблудились».
Учитель: - Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Варя будет их созывать, а Клим пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Варя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса. По ходу дети меняются ролями.
«Рассеянный поэт и доверчивый художник».
Учитель: - Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
«Цепочка слов».
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Или просто дети называют слова по принципу игры «В города».
«Собери цветок».
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Найди ошибку».
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
«Собери букет».
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О С Е М У
Согласные: Н К ИАТ
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
«Найди слово в слове»
Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.
Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).
Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.
«Угадай слово»
Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.
Какое слово получилось?
..айчик, ск..мейка, ..есна, ..сенний, ло..очка (завод).
Ду..ок, т..щил, ле..онько, пл..тил, кор...ик (багаж).
«Наоборот».
Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
Дидактические игры на уроках математики
«Веселый счет».
Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».
«Молчанка».
Учитель показывает на числовые данные и знаки действий, учащиеся молча составляют на сложение или вычитание и показывают ответ на карточках. примеры.
«Магазин».
1в. В роли продавца учитель или ученик. На столе учителя товары: карандаши, ручки, тетради, открытки. У детей карточки с числами. Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся готовят карточки с числами. Например, ручка стоит 80 тенге. Какими монетами можно за нее заплатить?
2в. На красочном плакате или доске размещаются рисунки игрушек, под ними записаны примеры. Чтобы «купить» игрушку, надо решить пример.
«Математическая рыбалка»
- Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Аквариум».
«День и ночь».
Учитель записывает числовой ряд на доске:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Предлагает детям примеры. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6).
«Мальчики – девочки».
По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
«Назови число»
Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа (соседей) - 6 и 8 (сначала меньшее)
Способы и методы повышения учебной мотивации первоклассников
- Проблемное обучение или его элементы на уроках.
- Групповая работа, работа в парах.
- Урок-викторина, конкурс, путешествие.
- Разыгрывание сказок, сценок.
- Обсуждение ситуаций героев литературных произведений.
- Инструктаж.
- Ведение портфолио (дневника достижений).
- Выставка работ.
- Наглядные средства (рисунки, картинки).
- Применение компьютера, ТСО (презентации, фильмы).
- Физкультминутки.
- Психогимнастика. Гимнастика для глаз.
- Игра. Включение в процесс урока героев.
- Развивающие упражнения.
- Загадки, ребусы, шарады, головоломки.
- Приглашение специалистов со стороны, известных людей.
- Интерактивные игры.
- Дидактические игры.