Подмена устного английского языка на уроках серией грамматических упражнений, а также упражнениями на развитие лексических навыков является важной проблемой, которую поднимали в своих исследованиях многие авторы. В частности, Р.П.Мильруд отмечал, что в учебных заведениях оказалась забытой «проблема аутентичности развития речи». Основными причинами сложившейся ситуации авторы (в частности, Е.С.Ваваева, И.М.Ярославская, Ю.И.Ахметшина) отмечали backwatsh effect (влияние содержания языкового экзамена на школьную программу), а также строгий формат письменного теста, устная часть которого предполагает не умение свободно разговаривать, а умение описывать какую-либо ситуацию в соответствии со строгим шаблоном.
Опасность подобного подхода, считается, состоит в том, что к выпуску из школы учащиеся не будут способны к ситуации речевого взаимодействия по той причине, что сформированные у них компетенции предполагают совершенно иное – умение описать изображение, задать вопросы к нему, а также сравнить два изображение. Именно для избежание подобной ситуации необходимо использование на уроках английского языка некоторых тактик и методик, о которых пойдет речь ниже.
В частности, одной из наиболее успешных методик, которая может применяться на уроках иностранного языка – это методика описания изображения. Однако эту методику необходимо применять с младших классов не в преломлении к языковым экзаменам. Как отмечает, к примеру, Р.П.Мильруд, необходимо расширять «фоновые знания учащихся». Необходимо обучить их систематизировать и группировать необходимую лексику, прокомментировать, что на картинке может оставаться за кадром. Также можно подбирать изображения по теме занятия и тренировать обучающихся описывать такое изображение. Это позволит обучить детей действовать в нестандартной ситуации, развить их лексико-разговорные навыки, а также параллельно подготовить к языковому экзамену.
Технология information gap или информационного неравенства по мнению автора также является одной из наиболее эффективных методик. По личному опыту, наиболее эффективным является деление учащихся в подгруппы, где каждому из членов подгруппы выдается карточка с определенной информацией. Информация зачастую является противоречащей друг другу. Информации, которая находится на карточке, должно быть недостаточно для решения познавательной задачи. Затем учащиеся начинают обсуждать данную информацию на иностранном языке, задавая уточняющие вопросы и пытаясь выяснить, какая информация является истинной, а какая является ложной. После решения познавательной задачи учащиеся могут рассказать о результатах ее решения, используя в своей речи исключительно иностранный язык.
Следующим достаточно интересной методикой, которая является достаточно эффективной, по мнению автора, является методика «круглого стола» или же методика «группового общения». В частности, ученики в подгруппах могут обсуждать какой-либо тезис на иностранном языке с минимальным педагогическим управлением. К примеру, учитель может дать на рассмотрение учащимся достаточно спорный тезис, при обсуждении которого не может исключаться многообразие точек зрения. При таком хаотичном обсуждении учащиеся могут высказывать свое видение ситуации, приводить определенные аргументы и отстаивать свою позицию. Именно такая речевая ситуация может способствовать вырабатыванию навыков спонтанного речевого общения. К тому же, по мнению ряда исследователей, именно такая ситуация речевого общения способна вырабатывать компетенции Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). Так, школьники усваивают и реализуют необходимые коммуникативные умения, общаясь между собой в группе. Это служит своеобразными ступеньками для достижения предметного результата. В ходе группового общения по остро-социальным темам у учащихся вырабатываются социально-значимые знания и навыки, которые в дальнейшем могут быть использованы и в реальной жизни. Это служит для достижения личностного результата ФГОС. Также, слушая и анализируя аргументацию других учащихся, школьники овладевают определенными познавательными действиями (это служит для достижения так называемого метапредметного результата).
Естественно, перечисленные в этой статье методики и технологии развития устной речи учащихся не являются исчерпывающими. Это лишь малая, но достаточно эффективная часть всех способов и методик. Однако, в заключение, хочется отметить и то, что обучение учащихся школы межличностному взаимодействию становится все более необходимым в мире, в котором тенденции глобализации становятся все более явными и четкими. Существует огромное количество методик, которые позволяют обучить ребенка межличностному взаимодействию, и педагог должен выработать наиболее грамотные и наиболее эффективные методики, которые на его взгляд, позволят учащемуся не растеряться в реальной ситуации межличностного взаимодействия с человеком, не владеющим русском языком.
Список используемой литературы
- Залуцкая С.Ю. Практика формирования навыков устной коммуникации в процессе литературного образования школьников // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. 2017. С. 83-87.
- Куклина С.С. Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы в ходе обучения элементарному иноязычному общению // Вестник Вятского государственного университета. 2015. С. 122-127.
- Иванова О.В. Использование интерактивных средств обучения в процессе развития языковой компетенции на уроке английского языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. С. 178-183.
- Мирульд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. С. 105-112.