Методическая разработка. Конспект урока геометрии по теме "Трапеция". 8-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: геометрия, трапеция


Цели и задачи урока:

Основные цели:

  • Личностные: создание подходящих условий для формирования у учащихся положительной мотивацию к учению
  • преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести
  • диалог, аккуратности.
  • Метапредметные: формирование навыка ставить цели и задачи, изучать поставленную проблему, оценивать результат своей работы
  • объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся,
  • развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
  • Предметные: повторить виды четырехугольников, сформулировать понятия «трапеция», «равнобедренная трапеция», «прямоугольная трапеция»; рассмотреть признаки и свойства трапеции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, плакат с элементами геометрических фигур, карточки с заданиями (распечатки чертежей и заданий из конспекта урок).

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся и подведение учащихся к новой теме.

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление умений и получение навыков работы при решении простейших задач на трапецию.

5. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветственное слово учителя, проверка домашнего задания.

Эпиграф нашего сегодняшнего урока:

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
(Д.Пойа )

II. Актуализация знаний

Устная работа по готовым чертежам.

На рисунке вы видите пять фигур, назовите и охарактеризуйте те, которые вы уже изучали ранее. Чем различаются данные фигуры и что их объединяет. Теперь давайте рассмотрим последнюю фигуру и так же определим, какими общими признаками с предыдущими она обладает. Чем она отличается от остальных?

Такая фигура, у которой две стороны параллельны, а две другие - не параллельны, называется трапеция.

III. Изучение нового материала

Попробуем сформулировать цели и задачи урока, запишем в тетрадях тему урока и определение.

Трапеция название происходит от греческого trapezion (столик).

Давайте рассмотрим виды трапеций. Подумаем, где мы встречались с этой фигурой в повседневной жизни? (учащиеся приводят примеры)

Трапецияя – четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – непараллельные.

Виды трапеции.

Равнобедренная – трапеция, у которой боковые стороны равны.

Прямоугольная – трапеция, один из углов которой прямой.

Работа в группах.

Предложить детям разбиться на группы по 4-6 человек. За круглым столом разбейтесь в группах пополам и обсудите свойства равнобедренной трапеции. Одна часть группы исследует диагонали, а другая углы трапеции.

После обсуждения предложить учащимся сформулировать свойства и выписать их, сверить ответы различных групп. Продемонстрировать учащимся верную формулировку и попросить записать в тетрадях.

Свойства равнобедренной трапеции.

Свойство 1. В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны.

Свойство 2. В равнобедренной трапеции диагонали равны.

Попробуйте сформулировать утверждения, обратные свойствам, и выясните справедливы они или нет. После этого попробуйте сформулировать Признаки равнобедренной трапеции и выписать их в тетрадь.

Признак 1. Если углы при основании трапеции равны, то она равнобедренная.

Признак 2. Если диагонали трапеции равны, то она равнобедренная.

Физкультминутка

На стенах кабинета расположены яркие фигуры четырехугольников. Попросить учащихся зафиксировать голову в одном положении и перемещая только взгляд, определить, сколько среди этих фигур трапеций и сколько из трапеций являются равнобедренными.

IV. Закрепление умений и навыков

Решение задач по готовым чертежам.

I уровень

1. Найдите неизвестные углы трапеции:

II уровень

2. Найдите периметр трапеции АВСD:

III уровень

1. Из вершины тупого угла равнобедренной трапеции АВСD проведен перпендикуляр СE к прямой AD, содержащий большее основание. Докажите, что AE=(AD+BC)/2.

2. В прямоугольной трапеции диагонали взаимно перпендикулярны. Большая диагональ составляет с меньшей боковой стороной угол в 600. Докажите, что меньшая диагональ равна полусумме оснований трапеции.

V. Рефлексия

Ответить на вопросы:

  1. Какую фигуру мы сегодня изучили?
  2. Какие виды бывают у трапеции?
  3. Какими свойствами обладает равнобедренная, прямоугольная трапеция?

Оценить урок и свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание

1) задачи по готовым чертежам из второго комплекта карточек.

2) п. 59, составить 2 собственные задачи по теме. Повторить определения, свойства и признаки.