Построение системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся начальных классов в соответствии ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Актуальность. Сегодня, когда стандарт нового начального образования перешёл из разряда теоретических задач в практическую реальность, необходимо каждому коллективу, каждому учителю осознать и ответить себе на вопрос: чем наша новая школа будет отличаться от прежней. Я считаю, что в первую очередь это должно коснуться системы оценивания. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников.

Целью моего проекта является познакомить с разными видами оценивания достижений обучающихся начальных классов в соответствии ФГОС НОО.

Гипотеза. В результате проведенной работы я предполагала, что построенная система контроля и оценки учебных достижений будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать, и стимулировать обучающихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.

Для достижения цели мною были решены следующие задачи:

  • изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
  • выявить разные виды оценивания учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС;
  • апробация контроля и оценки учебных достижений обучающихся;
  • анализ результатов контроля и оценки достижений обучающихся.

Процесс оценивания является неотъемлемой частью всего процесса обучения и имеет серьёзное образовательное влияние на младших школьников.

Оценивание – это длительный, регулярный и вариативный процесс.

Цель оценивания: создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению.

Функции оценивания в начальной школе следующие:

  • корректирование и закрепление изученного;
  • обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
  • оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению отметок;
  • выставление отметок детям.

Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом.

Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы акценты в оценивании следующие:

  • неформальное оценивание (поощрение);
  • самооценивание;
  • групповое (или оценка одноклассника);
  • формальное оценивание (выставление отметки).

Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.

Приемы:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах (вместо слова “хорошо”, я использую словосочетания “прекрасный ответ”, “отлично поработали вместе”, “очень точный ответ”, “тебя приятно слушать”);
  • давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
  • дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
  • рисовать или штамповать весёлые или грустные лица.

1. Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

Выполнение этих несложных приемов помогает мне чётко оценить учебную ситуацию в классе. Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

2. Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Цели самооценивания следующие:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Приемы:

  • “Папка успехов”;
  • Приём “Подключайся!”.

Использование этих приемов самооценки помогает мне помочь сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Я и дети - мы вместе имеем шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять какие есть недочёты. Эта работа отнимает много времени, но стоит того.

3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев.

Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев.

Сейчас мы много с вами говорим что работа с детьми должна быть построена так, чтобы она способствовала развитию детей, т.е. мы должны ориентироваться на сдвиги в личностном развитии ребёнка, на перспективу, на развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

Используя разные виды оценивания в обучении, я сделала вывод, что мои дети с удовольствием ходят в школу, они хотят получать новые знания. Это можно увидеть, если проанализировать результаты формирования личностных универсальных учебных действий на разных этапах обучения.

Заключение. Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Если каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, то дома он с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

Литература

  1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой./
  2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д.Данилов.
  4. Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений.