Мини-музей как средство обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мини-музей


В настоящее время проблема развития коммуникативных навыков дошкольников является актуальной. Данная проблема решается через организацию мини-музеев в ДОУ. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании зависимость деятельности ребенка.

Цель мини-музеев: развитие информационной, технологической, социально-коммуникативной компетентностей.

Задачи мини-музея:

  • Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;
  • Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами;
  • Формировать у дошкольников представления о музее;
  • Расширять кругозор дошкольников;
  • Развивать познавательные способности и познавательной деятельности;
  • Формировать проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развивать творческое и логическое мышление, воображение;
  • Формировать активную жизненную позицию.

Мини-музеи в группе предназначены для детской аудитории и носят интерактивный характер. Мини- музей в группе дают простор для неформальной творческой активности не только для детей, но и их родителей в совместной творческой деятельности, а также повышают познавательную активность детей на достаточно высоком уровне.

Создание интерактивных мини-музеев позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; обогатить средства по формированию музейной культуры дошкольников; приобщать маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формировать бережное отношение к предметам и окружающему миру.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Музей дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. Трудно заинтересовать детей словесным описанием национальной одежды хакасского народа, совсем иначе идет разговор, когда они наглядно видят это изделие, определяют из чего сшито, ручная ли это работа. Для самых маленьких, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей. Знакомство детей с юртой (жилищем хакасов) проходит в самой юрте, где дети сами делают вывод, что юрта делится на женскую половину и мужскую. Ребенок, находящийся в музее - условном жилище, невольно «включает» воображение и ощущает себя его обитателем, музейные экспонаты начинают играть роль театрального реквизита. Занятия с детьми можно строить в форме инсценировок; например, гостеприимная хозяйка юрты предлагает детям хакасский чай, дети садятся за стол, за чашкой чая идет беседа, дети становятся участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но и работали.

Таким образом, создание мини-музея в дошкольном образовательном учреждении поможет детям постигать не только азы народной культуры, но и развивать духовно богатую личность.

Музей учит детей задавать вопросы, обсуждать, говорить, мыслить, вести диалог, помогает в формировании патриотических чувств и нравственных качеств.

Музейно - образовательное занятие - это совместная деятельность взрослого и ребенка, ребенка с другими детьми и самостоятельная деятельность ребенка как следствие полученных впечатлений от произведений искусства, или предварительного организованного общения с объектами культуры, педагогом, детьми.

Приемы активизации разговорной речи в обучении хакасскому языку детей дошкольного возраста в музейной среде

Основная задача обучения - дать начальные навыки разговорной речи и подготовить детей к обучению хакасскому языку в школе. Обучение предполагает выработку у них навыков поочередного высказывания, как реплик - стимулов, так и реплик - реакций, составляющих диалогическое начало. На начальном этапе обучения особое место занимает модель реплик, которая наполняется разными словами в зависимости от конкретных ситуаций. Так осуществляется ситуативно-коммуникативный подход в обучении языку. Обучение хакасскому языку пяти - шестилетних детей осуществляется только устным путем, без привлечения чтения и письма, чтобы избежать больших трудностей, на начальной ступени обучения. Здесь должны быть сформированы произносительные навыки.

На занятиях ребенок знакомится с новыми словами, правильно произносит, узнает значение, а затем, пользуясь грамматическими формами, использует их в предложении.

Необходимым условием обучения хакасскому языку является игровая деятельность, которая позволяет сделать интересными и получают возможность прочно усвоить изученное и приобрести новые знания, т.к. стремление выиграть заставляет их думать, вспоминать пройденное и запоминать новое. Игра развивает внимание, мышление творческие возможности, освобождает детей от боязни говорить на хакасском языке, оставляет новое впечатление о занятии.

Усвоение духовных ценностей народа происходит посредством органического функционирования родного языка в среде. При проведении таких праздников как «Чыл пазы», «Хуртуях», «Чир ине», дети рассказывают стихи, поют песни, как на русском, так и на хакасском языке.

На начальном этапе изучения хакасского языка рекомендуются методы, основанные на учете возрастных особенностей дошкольников: наглядные, игровые, имитационные, а также пение, рисование, чтение скороговорок, стихотворений.

Существуют методы для усвоения того или иного вида языкового материала развития речевых умений и навыков, о которых можно сказать следующее:

  • правила речевого этикета (умение вступать в разговор, когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми);
  • способность поддерживать и завершать общение слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, выражать свое отношение к предмету разговора;
  • форма обращения к собеседнику (знакомство, приветствие, поздравление, благодарность, прощание).

К основным методам и приемам словарной работы относятся:

  • использование картин, игрушек, дидактических игр, разучивание и исполнение стишков и песен, инсценирование и т.п.;
  • работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко - и словопроизношения; развития артикуляционных навыков, умение различать звуки хакасского языка на слух.

Используются наглядные имитационные методы и приемы в сочетании с разъяснениями педагога, хоровое произношение чередуется с индивидуальным. Грамматические формы народного языка в форме речевых образцов служат опорой для построения простых предложений. Ведущими приема ими считаются подача образца, объяснение сравнение, повторение модели.

  • Обучение аудированию предполагает тренировку с наглядными опорами.
  • Работа над усвоением языкового материала идет путем наполнения речевых оборотов (речевых моделей) словами в соответствии с реальными или подсказанными педагогом речевыми ситуациями.
  • Использование инновационных технологий: проектного метода, ТРИЗ, способствуют развитию коммуникативных способностей дошкольников.

Рекомендации по организации обучения хакасскому языку в детском саду:

  • Чтобы заинтересовать детей изучением языка, осуществлять связь с другими видами деятельности (интегрированные занятия);
  • Обучение проводить по подгруппам;
  • Новые слова вводить в речевые ситуации;
  • Новую грамматическую форму вводить в сравнении с уже известной грамматической формой;
  • Для развития связной речи необходимо использование схем-моделей;
  • При обучении использовать игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театральные игры). Игры вызывают у детей речевую активность, создают интерес к занятиям;
  • Создание развивающей этнической среды способствует лучшему овладению хакасским языком.

С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на хакасском языке, ввести своего рода ритуалы соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы (приветствие, прощание, короткая зарядка, использование принятых в хакасском языке формул вежливости) позволяет настроить детей на общение детей, облегчить переход на хакасский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.

Важнейшее условие успешности обучения - активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в общение на хакасский язык. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически.

При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, педагог должен каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на хакасском языке. Если занятие проводится со всей группой детей, то возникает серьезная трудность: как организовать игру так, чтобы 5-7 человек играли, а остальные следили внимательно, не отвлекаясь.

Следует:

  • чаще менять ведущих, чтобы остальным было интересно следить за игрой: они понимают, что в любой момент окажутся в числе игроков;
  • просить детей оказать помощь в том случае, если они не могут справиться с игровым заданием;
  • просить детей хором оценивать действия игроков (да, нет, правильно, неправильно);
  • максимально «театрализовать» ситуацию, чтобы дети с интересом следили, чем она закончится.

Таким образом, чем лучше ребенок владеет родным языком, тем больше возможностей воспитать в нем языковое чутье. Приобщение к национальной культуре, обычаям, традициям народа, его духовным и нравственно-эстетическим ценностям через родной язык поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.