Конспект интегрированного занятия "Праздник Пасха" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: старшие дошкольники


Программное содержание:

  • Расширять представление детей о религиозных праздниках;
  • Сформировать у ребенка представление о христианском празднике «Пасха»;
  • Совершенствовать навыки связного высказывания;
  • Воспитывать уважительное отношение к религии, её обычаям, обрядам;
  • Знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками)
  • Воспитывать интерес к народному творчеству

Предварительная работа:

  • Рассматривание демонстрационного материала на темы:
  • «Русские народные религиозные праздники»
  • «Пасха»,
  • «Народное творчество»,
  • «Роспись»,
  • «Орнамент».
  • Прослушивание русских народных песен и мелодий.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал
  • Деревянные заготовки для росписи пасхальных яиц
  • Кисти
  • Акриловые краски
  • Баночки для воды
  • Тканевые салфетки для промачивания кисти

Ход занятия

Дети входят в музей «История и быт русского народа» (звучит музыка «Колокольный перезвон»)

Воспитатель. (Воспитатель в русском народном костюме)

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко.
Гудят колокола!
С улыбкой в Божьих храмах
Поют: «Христос воскрес!»
И звуки дивной песни
Доводят до небес.

Воспитатель: Ребята, совсем скоро весь православный народ будет праздновать великий праздник Пасхи.

В России Пасха празднуется давно. У нас сложились собственные традиции ее празднования.

К Пасхе готовились заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед Пасхой красили. Обычно окрашивали по много. В течение Пасхи раздавали детям, в первый день праздника ели сами всей семьей.

Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, обмениваться крашенымияйцами.

Пасха и приход весны символизирует новую жизнь. Яйцо считалось символом плодородия. А еще есть много пословиц, закличек и поговорок о яйце.

Послушайте как по-доброму и с любовью о нем говорили:

Дорого яичко ко велико дню.

Девица - красавица,
Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо!

Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка загадку

Избушка нова, жильца нет дома.
Жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)

А знаете ли вы еще поговорки о яйце?

(Ответы детей)

Ещё одно любимое занятие народа на Пасху – катание яиц. Можно было просто сбивать по очереди катящееся по дорожке яйцо соперника или катать их с горки так, чтобы они обязательно столкнулись. Чьё яйцо уцелеет – тот и победитель. А теперь давайте попробуем с вами поиграть, как играли в старину.

Игра: «Катание яиц»

Воспитатель: Вот какая интересная игра. Понравилось вам, ребята, играть?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в художников, присядем за свои рабочие места и начнем живописную работу.

Ребята, а вы знаете, что главный обычай этого праздника дарить друг другу пасхальное яйцо.

Именно сейчас мы с вами и попробуем расписать яичко.

Посмотрите, сколько вариантов росписи на картинках я для вас приготовила.

(Воспитатель описывает расписанные яйца.)

Само яичко - писанка по народному поверью - символ весны, солнца, возрождения природы, жизни. Поэтому очень характерен мотив в виде веточек, цветов, листьев, елочек, травок, колосьев, кустиков.

Богато представлен на писанках, и животный мир: стилизованные лошадки, олени, голуби, петушки, курочки, мотыльки, рыбки.

Итак, основной мотив росписи яиц:

  • растительный орнамент (веточки, цветочки, травинки)
  • геометрический орнамент (прямые и волнистые линии, круги, точки, ромбы, треугольники, сеточки.)

Воспитатель: Давайте возьмем кисточки, немного разомнем ручки.

Упражнение разминка

Кисточку возьмем вот так.
- Это трудно?
- Нет, пустяк!
Вверх, вниз, вправо, влево,
Гордо словно королева.
А потом по - кругу ходит
Как девица в хороводе.
Мы рисуем раз, раз…
Все получиться у нас!

(Дети повторяют движения за воспитателем.)

Воспитатель: А теперь приступаем к работе.

Дети расписывают яйца.

По окончании работы расписанные яйца располагаются на столе.

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрим, как же наши художники справились с работой?

  • Все ли яички получились красивые?
  • Чья работа больше всех нравится? Почему?
  • Какое яичко самое аккуратное?
  • Я думаю такие яйца и не стыдно подарить.

А на память о нашем занятии я хочу вам тоже подарить расписанные яйца.

Воспитатель дарит детям яйца.