Первое, о чем должен подумать педагог, не только английского языка, я любой, – это о создании интересной, творческой атмосферы на уроке. Причем здесь важно и эмоциональное состояние преподавателя, и учащихся. Если цель урока научить общаться и говорить, то очень важно подготовить класс к этому. Если состояние учащихся взбудораженное и напряженное, следует несколько минут посвятить тому, чтобы их успокоить. Например, предложить что-то нарисовать или просто поговорить.
Второе, что должен сделать учитель при подготовке к уроку – четко сформулировать цель занятия для себя и для учащихся. Нужно помнить, что изучения языка – это не цель. Это средство приобретения навыков необходимых в жизни. Поэтому на уроках иностранного языка следует учить не только языку, но и с помощью языка. Именно это позволит достичь тех компетенций, которые прописаны во ФГОСах – ориентацию на применение знаний, полученных на занятиях.
Такой целью может быть приобретение социального навыка. То есть язык нужен для того, чтобы научить общаться. Социальная цель достигается через обучение учащихся разговаривать на языке: задавать вопросы, выражать свою мысль так, чтобы она была понятна собеседнику.
Также такой целью может быть формирование критического мышления.
И собственно основной целью самого процесса обучения иностранному языку является приобретение профессиональных навыков.
Достижение этих целей невозможно, если тот материал, который преподается на занятии не находит эмоционального отклика у учащихся. Он не сможет социализироваться, не будет мыслить критично или решать какую-то проблему, если он равнодушен к тому, о чем ему предлагают подумать, ему это не интересно или не понятно. Поэтому эффективность обучения иностранному языку будет зависеть от заинтересованности учащегося в той деятельности, которую ему предлагает учитель. Частично этого можно достигнуть через поисковую работу, через исследование, которое проводит сам учащийся.
Таким образом, для достижения этих целей важно, чтобы примерно 20% времени урока говорил учитель, а 80% – учащиеся. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, поправлять, поощрять и т.д. По статистике учащийся запоминает на уроке 20% того, что говорит учитель, и 80% того, что говорят его одноклассники.
Методика организации урока
1. Вступительное слово.
2. Работа с текстами, упражнения и другие виды образовательного процесса.
3. Подведение итогов.
Вступительное слово или введение в урок важно для того чтобы дети собрались и приготовились к уроку. Для школьников начальной и средней школы такое вступление можно сделать в виде пения простой песенки изучаемом языке. Это создаст ритм и задаст настроение уроку и даст возможность повторить некоторые правила, которым посвящена песенка. Хорошо, если есть возможность и закончить урок песней. Это снимет напряжение, которое могло возникнуть на уроке и подготовит детей к отдыху на перемене.
Что касается непосредственной работы на уроке, то нужно помнить, что каждый учащийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий. Объяснение теоретического материала на уроке иностранного языка должно занимать минимум времени. Необходимо сразу выходить в практику. То есть нельзя, чтобы весь урок был посвящен грамматике. А объяснение нового материала должно сопровождаться проговариванием, изображением, параллельным написанием ключевых элементов новых правил. То есть нужно одновременно использовать разнообразные средства обучения для того, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками. Причем чем младше учащийся, тем более разнообразными должны быть средства обучения так как в этом возрасте учащийся будет воспринимать только ту информацию, которая затрагивает его эмоции.
В процессе работы на уроке, помимо аудио-, видео материалов и учебников можно использовать разнообразные карточки. С карточками очень удобно работать, поскольку они готовятся по определенной теме, их можно по-разному группировать, сортировать и составлять разные комбинации. При работе с карточками учащиеся приучаются к коммуникации и активной работе на уроке. С эмоциональной точки зрения работа с карточками полезна, особенно в начальной и средней школе, поскольку помогает материализовать слова и выражения на иностранном языке. Очень важная полезная функция работы с карточками в том, что они позволяют сфокусировать внимание учащихся на обсуждаемой теме, при этом дают возможность одновременно слушать преподавателя, видеть и трогать карточку. То есть учащийся не устает от однообразного действия, а в процессе работы задействуются разные каналы восприятия информации.
Помимо карточек и других привычных вспомогательных средств на уроке иностранного языка полезно использовать интерактивные постеры или плакаты. То есть учитель заранее готовит постер или плакат по какой-то теме, показывает на отдельные элементы этого материала, а дети по одному или хором озвучивают то, что он показал. В такой ситуации учащиеся даже могут подойти и собраться вокруг учителя и его плаката. Помимо образовательной пользы от такого метода, у учащихся снимется и физическое напряжение от долгого сидения на занятиях. Это гораздо эффективнее того, что на уроке учащиеся уткнуться в учебник и не понятно, о чем они думают в это время.
Таким образом, то, что учащиеся при работе с плакатами работают все вместе и у них один источник перед глазами, эффективно и в плане затрачиваемых ресурсов и для эффективного восприятия информации.
Для эффективного освоения иностранного языка учащимися образовательных организаций можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности, с определенной целью и с элементами развлечения. Существуют два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей.
При изучении иностранного языка нужно использовать коммуникативные игры. Это значит, что нужно делать больший акцент на успешное общение, чем концентрироваться на языковых ошибках
Игра – это не просто развлечение. Нужно использовать игру как элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать.
Таким образом, если учащиеся хотят участвовать в игре, а для этого им придется заговорить на иностранном языке.
Существует огромное количество литературы, где можно найти развивающие игры для взрослых и для детей – их можно самостоятельно адаптировать под свои цели. И нужно учитывать педагогические техники, такие как сбор информации, подбор ключевых слов, сопоставление информации, которые можно использовать при составлении кроссвордов, пазлов, различных лексических игр и игр на произношение.
Есть и другие методы и способы интересной работы в процессе урока иностранного языка. Например, в начальной и средней школе можно использовать куклы-перчатки. В старшей школе такая методика часто перерастает в ролевые игры, когда учащиеся выступают не от своего лица, а от имени какого-то героя. Такая методика эффективна и в начальной, и в средней, и в старшей школе для включения в работу застенчивых учащихся, которые стесняются, которым трудно быстро адаптироваться в атмосфере урока, поскольку они говорят не от своего имени, а от имени персонажа. С психологической точки зрения для многих учащихся таким образом снимается страх выступления перед аудиторией.
Также в процессе урока можно использовать интерактивную доску. Такой доской может стать любая школьная доска в классе. К ней могут крепиться картинки, которые в зависимости от ситуации двигаются, между ними можно рисовать стрелки, что-то к ним дорисовывать, составлять схемы.
Еще один прием работы во время урока иностранного языка – это использование диалоговых форм.
Изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью, а именно, использованием диалогической речи. Диалогическая речь приходит на смену топикам и монологам. Для того чтобы подготовить условия для проведения диалога нужно сгруппировать учащихся класса по парам и дать им тему. Диалоги хорошо проводить в процессе или после изучения новой темы для закрепления материала. Диалоги хороши еще тем, что разговаривая с другом или просто с одноклассником гораздо проще преодолеть языковой барьер, который возникает, когда нужно произнести монолог.
В учебниках часто даются диалоги, которые учитель требует запомнить и разыграть. Это не эффективная методика. Лучше, если учащиеся сами подберут слова и выражения по той теме, которую им нужно обсудить.
Можно перед началом диалога выписать те слова, которые могут понадобиться при обсуждении какой-то темы и использовать их. Фактически при любом уровне владения языком и при минимальной лексике можно создать языковую ситуацию, которая выразится через диалог.
Если учащийся уже достаточно хорошо владеет иностранным языком, то с ним стоит говорить на те темы, которые его интересуют или узнавать его мнение по какой-то проблеме. То есть подход должен быть индивидуальным, и собеседник должен знать, что вы подходите к разговору не формально. Те вопросы, которые приводятся в учебнике после изучения темы, могут послужить в этом случае образцами правильного лексического использования и грамматического построения.
В процессе урока можно поиграть в игру, когда каждый учащийся в классе будет предлагать фразу для того, чтобы получился диалог.
Таким образом, все языковые проявления (грамматика, лексика, фонетика) должны находить свою материализацию. В школе это может быть работа с раскрасками, кубиками или конструкторами. Идея в том, что все, что учащийся говорит по теме урока, он должен сопровождать каким-то действием.
Например, если учащемуся нужно сказать на языке «красное яблоко», то одновременно он должен, хотя бы схематично это красное яблоко нарисовать.
Суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке. Чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью.
Часто предлагается использование разных мультимедийных средств во время урока, и не только иностранного языка. Нужно обратить внимание на то, что после начала использования этих средств, учащиеся уже плохо работают с печатным текстом, книгой, учебником и т.д. Это объясняется тем, что после того как ребенок понял, что достаточно просто нажимать на кнопки, чтобы все стало красочным и двигалось, ему уже не хочется прилагать дополнительных усилий для обычной работы на уроке. Поэтому во время урока мультимедийные средства должны быть только у педагога, а учащиеся должны видеть то, что спроецировал учитель на большом экране, чтобы задействовать весь класс.
Для учащихся использование мультимедийных средств эффективно дома, когда им нужно повторить материал или сделать задания. Более того, хорошо, если обучающая программа может оценивать результаты домашней работы учащегося. Тогда это снимет необходимость делать такую работу учителю на уроке или после занятий и у него останется время лучше подготовиться к будущему занятию. Однако все мультимедийные приложения должны использоваться вне Интернета, а только off-line.
Использованная литература
- https://infourok.ru/novie-pedagogicheskie-tehnologii-pri-vnedrenii-fgos-1067628.html
- Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС (Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов). Лекция 3. Модуль 3.