Программа элективного курса "Психология семьи"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: элективный курс «Психология семьи»


Настоящая программа составлена на основе авторской программы Шнейдера Л.Б. «Психология семейных отношений».*

________________

* Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. – 312 с. (Серия «Кафедра психологии»).

Пояснительная записка

В современное время браки не отличаются высокой стабильностью так, как распадается более чем каждая вторая семья. Разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, рост разводов и внутрисемейного насилия.

Поэтому важно информировать подростков о роли супругов в семье, обучать основам бесконфликтного поведения,  формировать ответственное отношение к построению  взаимоотношений с противоположным полом и к созданию в будущем собственной семьи.

Кадетам старших классов необходимо раскрывать сущность социальной, гражданской, правовой, материально-финансовой, бытовой, психологической, педагогической, медико-гигиенической, интимной и других сторон семейной жизни.    

Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.

Программа «Психология семьи» направлена на развитие у кадет старших классов личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола.

Программа рассчитана на подростков от 14 до 18 лет.

Формы и режим занятий - групповая.

Программа представляет собой цикл психолого-педагогических занятий, в процессе которых применяются различные формы и методы работы с группой (лекция, беседа, диагностика, тренинг).

  • Наполняемость групп – до 20 человек.
  • Программа рассчитана на 16 академических часов.
  • Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
  • Продолжительность занятия - 45 минут.

Целью данной программы является введение в традиционную для России систему семейных ценностей, способствование формированию у подростков ответственного отношения к построению взаимоотношений с противоположным полом и к созданию в будущем собственной семьи.

Задачи данного курса:

  • укрепление понимания семьи как основы российского общества;
  • формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни;
  • содействие формированию у кадет собственной системы семейных ценностей;
  • обучение кадет старших классов основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.

Методы и формы обучения: лекционные и практические занятия с элементами тренинга, беседы, тестирования и диагностики.

Приобретаемые умения и навыки:

  • формирование первоначальных представлений о семье, супружестве, отцовстве, материнстве, мужественности, женственности;
  • формирование уважительного отношения к семейным традициям;
  • знакомство с ценностями: любовь, дружба, верность, милосердие, терпение, прощение;
  • знакомство с культурными образцами (историями счастливых семей) из истории России.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ожидаемые результаты: По итогам реализации программы «Психология семьи» у подростков должно быть сформировано ответственное отношение к созданию в будущем собственной счастливой семьи.

Содержание программы элективного курса «Психология семьи»

  1. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Представление о семье. Понятие «семья» и «брак». Формы организации семейных отношении. Семья и брак в истории общества. Нетрадиционные семьи. Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Генограмма - история семьи и Рода.
  2. Характеристика современной семьи. Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи.
  3. Функционально-ролевая структура семейных отношений. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роди и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.
  4. Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, ее задачи и особенности. Пожилой человек и семья.
  5. Психология эмоциональных отношений в семье. Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни. Психологическая совместимость / несовместимость. Темперамент. Репрезентативная система восприятия. Типологические модели характеров. Характеры М.Е. Бурно.
  6. Супружеские отношения. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация супругов в семье. Семейные ссоры. Специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения». Честь, прощение и примирение. Искусство прощать и искусство принимать прощение.
  7. Детско-родительские отношения. До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психологического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье. Ребенок и семья. Соперничество детей в семье.
  8. Гендерная психология. Стадии психосексуального развития ребенка. Психология сравнения мужчин и женщин,  специфические  особенности мужчин и женщин, своеобразие полов. Психология женщины — особенности психического состояния женщины, связанных с женской физиологией, которых нет у мужчин. Психология мужчины — особенности психического состояния мужчины, связанных с мужской физиологией, которых нет у женщин. Гендерная социализация — формирование гендерной идентичности   и освоении гендерных ролей. Психология гендерных отношений — взаимоотношение как между полами, так и внутри одного пола. Гендерная психология лидерства — различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминирования-подчинения. Гендерная психология в спорте — особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и гендерной принадлежностью спортсмена или команды.
  9. Подготовка к семейной жизни. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначение семьи. Готовность к браку. Образовательная подготовка. Коммуникативные умения. Психотехники общения.  Приемы саморегуляции. Нравственно-ценностная подготовка.
  10. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилизации семейных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуация.
  11. Проектная деятельность. Выбор темы, определение цели, задач, методик исследования, периодов, значимости. Знакомство с литературой по теме. Проведение анкетирования, обработка результатов. Оформление проектной работы. Зашита проектной работы.

Календарно-тематический план

Тема

Теория

Практические задания

Кол-во час

Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Генограмма - история семьи и Рода

Представление о семье. Понятие «семья» и «брак».
Формы организации семейных отношении. Семья и брак в истории общества. Нетрадиционные семьи.
Генограмма.

Составление генограммы своей семьи.
Проективный тест «Моя семья»

1 час

Характеристика современной семьи

Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи.

Оценка личности по Г.Айзенку. EPI: подростковый вариант.

1 час

Функционально-ролевая структура семейных отношений

Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роди и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.

Опросник 16-ФЛО. 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла. 

1 час

Жизненный цикл семьи

Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, ее задачи и особенности. Пожилой человек и семья.

Линейный анализ   семьи. 

1 час

Психология эмоциональных отношений семьи

Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни. Психологическая совместимость/ несовместимость.  Типологические модели характеров. Характеры М.Е.Бурно.

Краткий характерологический опросник М.Е.Бурно.
Опросник Г.Шмишека для подростков

2 час

Супружеские отношения

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация супругов в семье. Семейные ссоры. Специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения». Честь, прощение и примирение.
Искусство прощать и искусство принимать прощение.

Q-сортировка. Оценка основных тенденций поведения индивида в группе по В.Стефенсону. Самооценка, «Я-реальное».

1 час

Детско-родительские отношения

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психологического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье. Ребенок и семья. Соперничество детей в семье.

Опросни DIV -1 (Биографический опросник по изучению нарушений поведения (Бетшер, Янгер, Лишер). Адаптация В.Чикер, редакция К.Сугоняева.

1 час

Гендерная психология

Стадии психосексуального развития ребенка. Психология сравнения мужчин и женщин,  специфические  особенности мужчин и женщин, своеобразие полов. Психология женщины —  особенности психического состояния женщины, связанных с женской физиологией,   которых нет у мужчин. Психология мужчины —особенности психического состояния мужчины, связанных с мужской физиологией, которых нет у женщин. Гендерная социализация — формирование гендерной идентичности   и освоении гендерных ролей. Психология гендерных отношений —взаимоотношение как между полами, так и внутри одного пола. Гендерная психология лидерства —различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминирования-подчинения. Гендерная психология в спорте — особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и гендерной принадлежностью спортсмена или команды.

Опросник ЛА, Оценка личностной агрессивности (враждебности).
Опросник враждебности А.Басса - А.Дарки в адаптации Л.Почебут

2 час

Подготовка к семейной жизни

Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначение семьи. Готовность к браку. Образовательная подготовка. Коммуникативные умения. Психотехники общения.  Приемы саморегуляции. Нравственно-ценностная подготовка.

Опросник КОС.  Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

1 час

Процессы распада и дестабилизации семейных отношений

Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилизации семейных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуация.

Опросник Томаса. Оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу

1 час

Проектная деятельность

Выбор темы, определение цели, задач, методик исследования, периодов, значимости. Знакомство с литературой по теме. Проведение анкетирования, обработка результатов. Оформление проектной работы. Зашита проектной работы.

 

4 час

Итого

 

 

16 час

Литература

  1. Александрова Т.А. Родительский дом. — М., 2007.
  2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С.74-82.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
  4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007.-272 с.: ил.-(Серия «Эффективный тренинг»)
  5. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
  6. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
  7. Бабич. О.И.,Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.. Основы психологии семейной жизни (для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы). — Иркутск, ИИПКРО, 2013г.
  8. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. — М., 2009.
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М., 1997.
  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д.И.. — М., 2008.
  11. Бурно М.Е. О «Характерологической креатологии» и «психотерапии здоровых» // Психотерапия. – 2011. - № 10.
  12. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). – 4-е изд.; испр. и доп. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2012. – 487 с., ил.
  13. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – С. 296.
  14. Бурно М.Е. О характерах людей. Изд. 5-е. Учебное пособие по психотерапии. – М.: Академический Проект, 2013. – 639 с.
  15. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. — М.,2010.
  16. Василев С. Психология любви. М., Интерпринт. 1992.
  17. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1994.
  18. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
  19. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.
  20. Галеева Н.И. Опыт организации проектной и научно-исследовательской деятельности кадетов средствами  творческого самовыражения в  кружках «Юный психолог» и «Студия творческого самовыражения» в условиях кадетского корпуса // Психотерапия, 2018. - № 6.
  21. Галеева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников кадетского училища // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты сопровождения несовершеннолетних», Липецк, 18 мая 2017 г. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.
  22. Галеева Н.И. Социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации» // Материалы III Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен»,  Самара, 24-25 марта 2017 г. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.
  23. Галеева Н.И. Метод терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в социокультурном пространстве кадетского корпуса в психолого-педагогической практике // Психотерапия. – 2011. - № 2. – С.37-41.
  24. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 2008.
  25. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
  26. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  27. Джайнотт Х. Родители и дети. — Л., 2008.
  28. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985.
  29. Добрачное консультирование: Сборник организационно-методических материалов./ Составитель: О.В. Калинина - Ярославль: Издательство центра «Ресурс», 2000.
  30. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 2009.
  31. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
  32. Еникеева Д.Д. Счастье на двоих или Психология брака. – «Энциклопедия интимных тайн». – М., ЗАО Изд-во «Центрополиграф», 2001. – 627 с.
  33. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право. Уч. Пособие. М.,2002.
  34. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1986.
  35. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
  36. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  37. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.
  38. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  39. Куприянчик Л.Л. Психология любви. М., 1998.
  40. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика консультации, тренинг. — Ярославль.: 2002.
  41. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 2007. — Т.2.
  42. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений — СПб.: Речь, 2008. 351 с.
  43. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб.  заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
  44. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание — М., 2010.
  45. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  46. Лосева В.К. Рисуем семь Я: диагностика семейных отношений. М., 1995.
  47. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  48. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.
  49. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М. – В., 1999.
  50. Обозов Н.И. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.
  51. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2008.
  52. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2007. 360 с.
  53. Обучение семейной жизни без конфликтов: Сборник методических материалов. – Ярославль: Издательство центра «Ресурс», 2000.
  54. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  55. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др. /Под ред. Е.Г.Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  56. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  57. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  58. Рейнуэтер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
  59. Розин В.М. Судьба молодой семьи. М., 1990.
  60. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров.-Самара:Издательство Дом «БАХРАХ-М»2000 – 640 с.
  61. Рейгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: «БАХРАХ- М», 2007.
  62. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование молодой семьи и методы диагностики. Методические рекомендации для работы специалистов учреждений молодежи. – Ярославль: «Аверс-Пресс», 2005.
  63. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  64. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М., 2002.
  65. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000. №3.
  66. Спиваковская А.С. Как быть родителями. — М., 2010.
  67. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
  68. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
  69. Сысенко В.А, Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
  70. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
  71. Телепова М., Теплов Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003.
  72. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 2009.
  73. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методический комплекс. Смоленск, 2008.
  74. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
  75. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.
  76. Хорни К. Психология женщины. Собр. Соч. Т. 1. М., 1997.
  77. Цельмер З. Искусство быть вместе. М. 1994.
  78. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990.
  79. Шейнов В.П. . Женщина плюс мужчина. Познать и покорить. – М.: «Харвест», 2004.
  80. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).
  81. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  82. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. — Москва, 2008. – 736 с.
  83. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2-ое изд.; стер. М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005.- 928 с.
  84. Шугаев И. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и  детях.  Изд. 4-е, испр. М., 2004.
  85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  86. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  87. Юнг К.Г. Брак как психологическое отношение. // Конфликты детской души. М., 1995.