Настоящая программа составлена на основе авторской программы Шнейдера Л.Б. «Психология семейных отношений».*
________________
* Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. – 312 с. (Серия «Кафедра психологии»).
Пояснительная записка
В современное время браки не отличаются высокой стабильностью так, как распадается более чем каждая вторая семья. Разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, рост разводов и внутрисемейного насилия.
Поэтому важно информировать подростков о роли супругов в семье, обучать основам бесконфликтного поведения, формировать ответственное отношение к построению взаимоотношений с противоположным полом и к созданию в будущем собственной семьи.
Кадетам старших классов необходимо раскрывать сущность социальной, гражданской, правовой, материально-финансовой, бытовой, психологической, педагогической, медико-гигиенической, интимной и других сторон семейной жизни.
Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.
Программа «Психология семьи» направлена на развитие у кадет старших классов личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола.
Программа рассчитана на подростков от 14 до 18 лет.
Формы и режим занятий - групповая.
Программа представляет собой цикл психолого-педагогических занятий, в процессе которых применяются различные формы и методы работы с группой (лекция, беседа, диагностика, тренинг).
- Наполняемость групп – до 20 человек.
- Программа рассчитана на 16 академических часов.
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
- Продолжительность занятия - 45 минут.
Целью данной программы является введение в традиционную для России систему семейных ценностей, способствование формированию у подростков ответственного отношения к построению взаимоотношений с противоположным полом и к созданию в будущем собственной семьи.
Задачи данного курса:
- укрепление понимания семьи как основы российского общества;
- формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни;
- содействие формированию у кадет собственной системы семейных ценностей;
- обучение кадет старших классов основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.
Методы и формы обучения: лекционные и практические занятия с элементами тренинга, беседы, тестирования и диагностики.
Приобретаемые умения и навыки:
- формирование первоначальных представлений о семье, супружестве, отцовстве, материнстве, мужественности, женственности;
- формирование уважительного отношения к семейным традициям;
- знакомство с ценностями: любовь, дружба, верность, милосердие, терпение, прощение;
- знакомство с культурными образцами (историями счастливых семей) из истории России.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ожидаемые результаты: По итогам реализации программы «Психология семьи» у подростков должно быть сформировано ответственное отношение к созданию в будущем собственной счастливой семьи.
Содержание программы элективного курса «Психология семьи»
- Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Представление о семье. Понятие «семья» и «брак». Формы организации семейных отношении. Семья и брак в истории общества. Нетрадиционные семьи. Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Генограмма - история семьи и Рода.
- Характеристика современной семьи. Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи.
- Функционально-ролевая структура семейных отношений. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роди и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.
- Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, ее задачи и особенности. Пожилой человек и семья.
- Психология эмоциональных отношений в семье. Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни. Психологическая совместимость / несовместимость. Темперамент. Репрезентативная система восприятия. Типологические модели характеров. Характеры М.Е. Бурно.
- Супружеские отношения. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация супругов в семье. Семейные ссоры. Специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения». Честь, прощение и примирение. Искусство прощать и искусство принимать прощение.
- Детско-родительские отношения. До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психологического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье. Ребенок и семья. Соперничество детей в семье.
- Гендерная психология. Стадии психосексуального развития ребенка. Психология сравнения мужчин и женщин, специфические особенности мужчин и женщин, своеобразие полов. Психология женщины — особенности психического состояния женщины, связанных с женской физиологией, которых нет у мужчин. Психология мужчины — особенности психического состояния мужчины, связанных с мужской физиологией, которых нет у женщин. Гендерная социализация — формирование гендерной идентичности и освоении гендерных ролей. Психология гендерных отношений — взаимоотношение как между полами, так и внутри одного пола. Гендерная психология лидерства — различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминирования-подчинения. Гендерная психология в спорте — особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и гендерной принадлежностью спортсмена или команды.
- Подготовка к семейной жизни. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначение семьи. Готовность к браку. Образовательная подготовка. Коммуникативные умения. Психотехники общения. Приемы саморегуляции. Нравственно-ценностная подготовка.
- Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилизации семейных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуация.
- Проектная деятельность. Выбор темы, определение цели, задач, методик исследования, периодов, значимости. Знакомство с литературой по теме. Проведение анкетирования, обработка результатов. Оформление проектной работы. Зашита проектной работы.
Календарно-тематический план
Тема |
Теория |
Практические задания |
Кол-во час |
Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Генограмма - история семьи и Рода |
Представление о семье. Понятие «семья» и «брак». |
Составление генограммы своей семьи. |
1 час |
Характеристика современной семьи |
Современная модель семьи и ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи. |
Оценка личности по Г.Айзенку. EPI: подростковый вариант. |
1 час |
Функционально-ролевая структура семейных отношений |
Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роди и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования. |
Опросник 16-ФЛО. 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла. |
1 час |
Жизненный цикл семьи |
Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, ее задачи и особенности. Пожилой человек и семья. |
Линейный анализ семьи. |
1 час |
Психология эмоциональных отношений семьи |
Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни. Психологическая совместимость/ несовместимость. Типологические модели характеров. Характеры М.Е.Бурно. |
Краткий характерологический опросник М.Е.Бурно. |
2 час |
Супружеские отношения |
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация супругов в семье. Семейные ссоры. Специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения». Честь, прощение и примирение. |
Q-сортировка. Оценка основных тенденций поведения индивида в группе по В.Стефенсону. Самооценка, «Я-реальное». |
1 час |
Детско-родительские отношения |
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психологического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье. Ребенок и семья. Соперничество детей в семье. |
Опросни DIV -1 (Биографический опросник по изучению нарушений поведения (Бетшер, Янгер, Лишер). Адаптация В.Чикер, редакция К.Сугоняева. |
1 час |
Гендерная психология |
Стадии психосексуального развития ребенка. Психология сравнения мужчин и женщин, специфические особенности мужчин и женщин, своеобразие полов. Психология женщины — особенности психического состояния женщины, связанных с женской физиологией, которых нет у мужчин. Психология мужчины —особенности психического состояния мужчины, связанных с мужской физиологией, которых нет у женщин. Гендерная социализация — формирование гендерной идентичности и освоении гендерных ролей. Психология гендерных отношений —взаимоотношение как между полами, так и внутри одного пола. Гендерная психология лидерства —различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминирования-подчинения. Гендерная психология в спорте — особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и гендерной принадлежностью спортсмена или команды. |
Опросник ЛА, Оценка личностной агрессивности (враждебности). |
2 час |
Подготовка к семейной жизни |
Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначение семьи. Готовность к браку. Образовательная подготовка. Коммуникативные умения. Психотехники общения. Приемы саморегуляции. Нравственно-ценностная подготовка. |
Опросник КОС. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей |
1 час |
Процессы распада и дестабилизации семейных отношений |
Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилизации семейных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуация. |
Опросник Томаса. Оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу |
1 час |
Проектная деятельность |
Выбор темы, определение цели, задач, методик исследования, периодов, значимости. Знакомство с литературой по теме. Проведение анкетирования, обработка результатов. Оформление проектной работы. Зашита проектной работы. |
|
4 час |
Итого |
|
|
16 час |
Литература
- Александрова Т.А. Родительский дом. — М., 2007.
- Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С.74-82.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007.-272 с.: ил.-(Серия «Эффективный тренинг»)
- Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
- Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
- Бабич. О.И.,Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.. Основы психологии семейной жизни (для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы). — Иркутск, ИИПКРО, 2013г.
- Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. — М., 2009.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М., 1997.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д.И.. — М., 2008.
- Бурно М.Е. О «Характерологической креатологии» и «психотерапии здоровых» // Психотерапия. – 2011. - № 10.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). – 4-е изд.; испр. и доп. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2012. – 487 с., ил.
- Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – С. 296.
- Бурно М.Е. О характерах людей. Изд. 5-е. Учебное пособие по психотерапии. – М.: Академический Проект, 2013. – 639 с.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. — М.,2010.
- Василев С. Психология любви. М., Интерпринт. 1992.
- Вейнингер О. Пол и характер. М., 1994.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
- Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.
- Галеева Н.И. Опыт организации проектной и научно-исследовательской деятельности кадетов средствами творческого самовыражения в кружках «Юный психолог» и «Студия творческого самовыражения» в условиях кадетского корпуса // Психотерапия, 2018. - № 6.
- Галеева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников кадетского училища // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты сопровождения несовершеннолетних», Липецк, 18 мая 2017 г. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.
- Галеева Н.И. Социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации» // Материалы III Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», Самара, 24-25 марта 2017 г. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.
- Галеева Н.И. Метод терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в социокультурном пространстве кадетского корпуса в психолого-педагогической практике // Психотерапия. – 2011. - № 2. – С.37-41.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 2008.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Джайнотт Х. Родители и дети. — Л., 2008.
- Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985.
- Добрачное консультирование: Сборник организационно-методических материалов./ Составитель: О.В. Калинина - Ярославль: Издательство центра «Ресурс», 2000.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 2009.
- Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
- Еникеева Д.Д. Счастье на двоих или Психология брака. – «Энциклопедия интимных тайн». – М., ЗАО Изд-во «Центрополиграф», 2001. – 627 с.
- Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право. Уч. Пособие. М.,2002.
- Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1986.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
- Куприянчик Л.Л. Психология любви. М., 1998.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика консультации, тренинг. — Ярославль.: 2002.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 2007. — Т.2.
- Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений — СПб.: Речь, 2008. 351 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание — М., 2010.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
- Лосева В.К. Рисуем семь Я: диагностика семейных отношений. М., 1995.
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М. – В., 1999.
- Обозов Н.И. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2008.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2007. 360 с.
- Обучение семейной жизни без конфликтов: Сборник методических материалов. – Ярославль: Издательство центра «Ресурс», 2000.
- Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др. /Под ред. Е.Г.Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Рейнуэтер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
- Розин В.М. Судьба молодой семьи. М., 1990.
- Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров.-Самара:Издательство Дом «БАХРАХ-М»2000 – 640 с.
- Рейгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: «БАХРАХ- М», 2007.
- Румянцева Т.В. Психологическое консультирование молодой семьи и методы диагностики. Методические рекомендации для работы специалистов учреждений молодежи. – Ярославль: «Аверс-Пресс», 2005.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М., 2002.
- Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000. №3.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. — М., 2010.
- Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
- Сысенко В.А, Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
- Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
- Телепова М., Теплов Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 2009.
- Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методический комплекс. Смоленск, 2008.
- Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
- Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.
- Хорни К. Психология женщины. Собр. Соч. Т. 1. М., 1997.
- Цельмер З. Искусство быть вместе. М. 1994.
- Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990.
- Шейнов В.П. . Женщина плюс мужчина. Познать и покорить. – М.: «Харвест», 2004.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. — Москва, 2008. – 736 с.
- Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2-ое изд.; стер. М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005.- 928 с.
- Шугаев И. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 4-е, испр. М., 2004.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
- Юнг К.Г. Брак как психологическое отношение. // Конфликты детской души. М., 1995.