Дополнительное образование или внеурочная деятельность?

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Существующие направления дополнительного образования (ДО) делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разносторонне развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.

Направленности программ: социально-педагогическая, художественная, естественно-научная техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная. [1]

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:

  1. социально-педагогический;
  2. художественный;
  3. естественно-научный;
  4. технический;
  5. туристско-краеведческий;
  6. физкультурно-спортивный.

В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству. Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Цель дополнительных занятий - добиться полного понимания и прочного усвоения изученного материала. Наша память устроена так, что если в ходе обучения хотя бы один отдельный элемент остался непонятен, скорее всего, весь материал, связанный с ним, будет быстро забыт. Поэтому важно задавать вопросы и добиваться полного понимания темы.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.

Из Федерального закона об образовании:

«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». [3]

Основные направления внеурочной деятельности

Согласно ФГОС [4] внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности

Как сказано в ФГОС[5], внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10[2]:

- «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».

В каком объеме реализуется внеурочная деятельность

Согласно ФГОС[6] объем внеурочной деятельности составляет:

  • для обучающихся при получении начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения;
  • на уровне основного общего образования - до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 [2] максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 [2] часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.

О наполняемости групп при внеурочной деятельности

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 [2] количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.

Значение внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его. [10]

В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.[3]

Что обязательно и что по выбору

Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится. [7]

В соответствии с ФГОС[8] организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе. [9]

Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 [2] внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.[12]

Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:

  • «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».[13]

Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т.д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Литература

1) Закон РФ " Об образовании" от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ;

2) СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями;

3) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями;

4) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями;

5) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413;

6) Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296;

7) Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

8) Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

9) http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/;

10) http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175;

11) http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf;

12) https://eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/;

13) https://edunews.ru/additional-education/info/napravleniya.html;