Методическая разработка занятия по теме: «Комбинаторика: Размещения. Перестановки. Сочетания»

Разделы: Математика, Профессия — педагог

Классы: 8, 9, 10

Ключевые слова: разработка урока


«Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания,
нужно поглощать их с аппетитом…»
А. Нивен.

Тема: «Комбинаторика: «Перестановки. Размещения. Сочетания».

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о типах комбинаторных задач

Планируемый результат:

Предметные умения

  • иметь представление о понятиях «перестановки», «размещения», «сочетания».
  • уметь классифицировать задачи по типам.

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом;
  • определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе;
  • оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • составлять инструкцию и формулировать правила;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  •  осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание;
  • строить логически обоснованные рассуждения;
  •  самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе;
  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: технология критического мышления

1 этап урока:

Фаза вызова (активизация имеющихся знаний и пробуждение интереса к получению новых знаний)

Повторение. (Слайд № 1).

Задача 1.

Какова вероятность того, что при выборе комплексного обеда вам достанется борщ, рагу и компот, если меню на этот день состоит из:

  • Борща и солянки;
  • Плова, рагу и омлета;
  • Компота, сока и чая.

Задача 2 об Эльдорадо. (Слайд № 2)

Вы купили в магазине «Эльдорадо» телевизор. Какова вероятность того, что назначенный день вам первому доставят телевизор, если в этот день оформлена доставка в микрорайоны: «Первомайский», «Университетский» , «Солнечный» , «Топкинский» и к вам в «Зеленый».

Проблема: как сосчитать?

2 этап урока:

Фаза осмысления (получение новой информации)

Три задачи. Ролевая игра. (Учащиеся приглашаются к доске и пытаются воспроизвести данную ситуацию)

  1. Сколькими способами можно построиться в очередь из 4 человек.
  2. Сколькими способами можно выбрать капитана и вратаря из 4 человек.
  3. Сколькими способами можно выбрать 2 дежурных из 4 человек.

На доске таблица:

Таблица заполняется по мере решения задач.

 

Тип задачи

Задача-подсказка

Отличительный признак

Способ решения

3.

Перестановки

Очередь

Выбор n элементов из n элементов

 

4.

Размещения

Капитан и вратарь

Выбор k элементов из n элементов. (От перестановки k элементов меняется число общих исходов)

 

5.

Сочетания

Дежурные

Выбор k элементов из n элементов. (От перестановки k элементов не меняется число общих исходов)

 

Карточка с задачами:

Задачи на урок:

  • В школьном буфете продается три сорта пирожков: с картошкой, с капустой и с яблоками. На большой перемене Вася съедает 7пирожков. Сколькими способами может выбрать пирожки Вася?
  • Встретились и обменялись рукопожатиями четверо друзей. Сколько всего сделано рукопожатий?
  • Сколькими способами 8 человек могут встать в очередь в театральной кассе?
  • В футбольной команде из 11 человек нужно выбрать капитана и вратаря. Сколькими способами можно это сделать?
  • Сколько различных семизначных чисел можно составить из цифр 1,2,3,4,5,6,7?
  • Сколько разных стартовых пятерок можно образовать из числа 12 баскетболистов?
  • Во время загородной прогулки на привале Серьезный Петя нашел два камня весом 2 кг и 3 кг и решил незаметно подложить по одному камню в рюкзаки своим трем друзьям. Сколькими способами может «пошутить» Петя?
  • Сколькими способами можно рассадить членов жюри в проекте голос на их кресла?

Задания к учащимся:

Задание 1.

  1. Первый ряд ищет задачи на тип «Перестановки»
  2. Второй ряд ищет задачи на тип «Размещения»
  3. Третий ряд ищет задачи на тип «Сочетания»

Учитель называет номер задачи и просит учащихся поднять руку, кто считает, что это задача их типа.

Проходит обсуждение и отработка классификации задач по типам.

Задание 2. Каждой паре предлагается придумать задачу какого-либо типа. Задача зачитывается вслух, класс определяет ее тип.

Подводятся итоги.

3 этап урока:

Фаза рефлексии (осмысление, рождение нового знания)

Задание 2.

Задача об Эльдорадо. (Возвращаемся к задаче и определяем ее тип).

В чем проблема? Не можем решить!!!

Задание 3.

Найдите из своих задач ту, которую вы можете решить.

Решаем простые задачи и выходим на следующую проблему???

А как решать более сложные?

Учитель подводит итоги и сообщает, что о способах решения они будут говорить на следующем занятии.

Домашнее задание: Придумать три задачи каждого типа.