Функциональная грамотность обучающихся на уроках физики при изучении темы «Закон сохранения энергии»

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Закон сохранения энергии


«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.)

Функциональная грамотность включает в себя несколько составляющих, основными в процессе изучения физики являются:

  • читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формирование читательской грамотности может происходить при изучении параграфа, осмысления сути решаемой задачи или поставленного эксперимента;
  • математическая грамотность - формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Формирование математической грамотности может происходить как при решении расчетных задач, так и при выполнении заданий, например, «Вычисление затраченной энергии», «Расчет КПД двигателя», где обучающийся, используя математический аппарат, производит вычисления физических величин, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ;
  • естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Формирование естественнонаучной грамотности происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире.

Одна из основных задач педагога в формирования ключевых компетенций - формирование у обучающегося готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Разнообразие урока, использование различных видов деятельности позволяют педагогу увлечь, заинтересовать ребенка, стимулируя его на изучение предмета.

В этом педагогу поможет физический эксперимент, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Существуют различные виды эксперимента: фронтальный, демонстрационный, лабораторный, домашний. Эксперимент - частный случай метода познания мира, объединяющий в себе наблюдение и анализ, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающегося. Физический эксперимент невозможно использовать как абстрагированный метод, он всегда идет в совокупности со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы, экранные пособия). Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.

Рассмотрим данные возможности на примере изучения закона сохранения энергии.

Понятие и знакомство с законом сохранения энергии в курсе физики происходит в школе и начинается с того, что данный закон был открыт эмпирическим путём. В рамках функциональной грамотности учащимся необходимо вводить данное понятие - «эмпирический», так как большинство познания мира, а соответственно изучение физики, как естественнонаучного курса, основано на познании опытным путём - эмпирически. С другой стороны закон сохранения энергии в той трактовке, которой мы представляем обучающимся в 8 классе, опытно не доказуем - нет выведенных математических формул из опытов, следовательно, мы обращаем внимание на то, что данный закон был открыт, а не выведен - мы не можем построить вечный двигатель. Поэтому, затрагивая такую глобальную тему в курсе физики 8 класса, мы должны познакомить, дать четкое определение закона, акцентировать внимание на условия его существования, а также, считаю, необходимым озвучивать его другое название - первый закон термодинамики. Вследствие чего у обучающихся уже будет складываться стереотип того, что кроме первого закона термодинамики (закона сохранения энергии) есть еще и другие законы термодинамики, связанные с энергией. Выводы, сделанные обучающимися будут важны в рамках естественнонаучной грамотности, являясь плодотворной почвой для возникновения дальнейшего интереса к Термодинамике, которая рассматривается в старших классах.

Для закрепления темы «Закон сохранения энергии» необходимо учащимся давать больше учебного материала, который предполагает возможность опытного подтверждения и размышления над знакомыми им событиями, в частности, на примере энергосбережения.

Говоря о принципах энергосбережения, обращаем внимание, что в такой науке, как физика, сформулировано два важных закона об энергии, и мы должны их усвоить. Эти законы действуют, независимо от нашего желания везде и всегда и того, и независимо от нашего сознания, называются и выражаются они по-разному. Первый из этих законов - закон сохранения энергии: «Полная энергия замкнутой системы тел остаётся постоянной», а второй, не менее важный - закон возрастания энтропии (не вся энергия системы может быть использована для превращения в какую-нибудь полезную работу). Затем акцентируем на том факте, что каждый из них можно охарактеризовать по своему: первый - законом количества энергии, а второй - законом качества энергии. При законе сохранения энергии количество энергии не изменяется - данное условие проще объяснить на примере: рассмотреть плотину ГЭС, которая перекрыла реку, образовав водохранилище. Сравнивая уровни воды перед плотиной с уровнем после, мы видим разницу уровней и соответственно можем сделать вывод, что вода в водохранилище будет обладать потенциальной энергией. Зная, что с уменьшением высоты потенциальная энергия превращается в кинетическую, соответственно, падая вода, будет терять потенциальную энергию, но приобретать кинетическую. Вода, попадая на лопатки турбины, отдаст свою кинетическую энергию гидротурбине. В результате чего турбина приобретет кинетическую энергию вращения. В связи с тем, что электрический генератор вращается благодаря турбине, то мы можем сказать, что электрическая энергия образовалась благодаря превращению механическая энергия вращения. Для получения электроэнергии в наших домах существует разветвленная сеть проводов. При загорании лампочки в доме, электрическая энергия переходит частично в световую и тепловую энергии. По пути следования часть энергии тратится на нагревание проводов, на трение в турбине и генераторе. Рассматривая этот пример, можно сделать вывод, что энергия не исчезла, а превращается из одной формы в другую.

Учитывая все потери, величина энергии во всей цепочке превращений не изменяется. Закон сохранения энергии формулируют так: Энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Энергия меняет форму и место (переходит из одного вида в другой). Исходя из сделанного вывода понятие «расходование» энергии неприменимо, ведь она не исчезает, поэтому мы подразумеваем переход энергии в другую форму.

Для систематизации знаний можно провести следующие практические задания, решить задачи с числовыми данными для формирования всех навыков функциональной грамотности.

Практическое задание 1. Блиц-опрос «Превращения энергии»

Вопрос: «Какие превращения энергии происходят при запуске ракеты на орбиту, ударе хоккеиста по шайбе, подъеме на воздушном шаре, вкручивания винта в доску?»

Практическое задание 2. Блиц-обсуждение «Метеоры и метеориты»

Вопрос: «Почему большинство наикрупнейших небесных тел могут долететь до Земли (метеориты), а остальные сгорают в атмосфере (метеоры)?»

Практическое задание 3. Блиц-обсуждение «Лампочка и картофель»

Вопросы: Чтобы картофель не замерз,сосед посоветовал поместить электрическую лампочку в ящик, где я храню зимой картофель на балконе, и периодически её включать (например, на ночь). Правильный ли совет дал сосед? Почему?

Практическое задание 4. «Модель электрической цепи с помощью горошин»

Домашний практикум. Возьмите 2 кг горошин и желоб, сконструированный из любого подручного материала. Главное, чтобы желоб был сплошной. Поставьте под уклон желоб, чтобы горошинки скатывались по нему и собирались в ёмкости внизу. Оперативно набирайте в чашку горошинки и наполняйте вершину желоба так, чтоб движение горошинок не прерывалось. Данное устройство моделирует замкнутую электрическую цепь. Желоб - проводник; горошинки - электроны; скатывающиеся по наклонному желобу горошинки - электрический ток; вы - электрическая батарея, обеспечивая возврат горошин от основания желоба к его вершине.

Практическое задание 5. «Сбережение энергии: считаем потребление энергии дома»

Таблица. В трех колонках примерных параметров указаны примерные данные по мощности и времени потребления электроэнергии для разных видов домашней техники. Какие электроприборы являются самыми большими потребителями электроэнергии. Почему? Как можно снизить энергопотребление?

Работа с таблицей:

  • выбрать в таблице электроприборы, которые есть у вас дома (остальные вычеркнуть),
  • дополнить таблицу электроприборами, которые отсутствуют в таблице,
  • проставить время их использования (по своим оценочным представлениям),
  • проставить их мощность (если затруднительно, взять мощность из второй колонки),
  • посчитать суммарное потребление электроэнергии своими бытовыми приборами.

Обратите внимание, что некоторые приборы потребляют электроэнергию периодически (холодильник, утюг) даже когда постоянно включены в сеть.

Электроприбор

Примерные параметры

Фактические параметры

Мощность, Вт

Продол-
жительность работы в неделю, ч

Расход эл.энергии, кВт*ч в неделю

Мощность, Вт

Продол-
жительность работы в неделю, ч

Расход эл.энергии, кВт*ч в неделю

Радиоприемник

10

10

0,1

Электрочайник

2000

1

2

Утюг

1500

1

1,5

Пылесос

1200

1

1,2

Стиральная машина

1000

4

4

Микроволновая печь

1000

0,5

0,5

Компьютер

100

14

1,4

Телевизор

100

20

2

Кондиционер

500

16 (3 мес. в году)

8(2)

Электрорадиатор

1500

12 (6 мес. в году)

18(9)

Холодильник

100

60

6

Светильник (6 лампочек)

360

25

9

Посудомоечная машина

1000

4

4

Морозильный шкаф

100

100

10

Электроплита (1 комфорка)

1000

14

14

Тостер

1000

0,2

0,2

Кухонная вытяжка

100

10

1

Кофеварка

1200

0,25

0,3

Кофемолка

200

0,25

0,05

Электромиксер

1000

0,2

0,2

Фен

2000

0,25

0,5

Итого

83,95

Необходимо учитывать именно фактическое время потребления электроэнергии этими приборами. Определить, когда работает холодильник, очень легко - в это время работает (и шумит) мотор компрессора холодильника. Утюг фактически потребляет энергию, только когда у него горит сигнальная лампочка.

Некоторые электроприборы могут потреблять меньше, чем их максимальная (номинальная) мощность - например, конфорка электроплиты. Это тоже необходимо учитывать.

Наконец, нужно учитывать, что некоторые электроприборы используются не круглый год (обогреватель, кондиционер).

Сделайте вывод: Какое потребление энергии в неделю у вас получилось? Влияет ли уровень потребления на комфорт? Можно ли на ваш взгляд без чего-то обойтись или изменить режим использования каких-то приборов?

Режим готовности «stand-by» (режим ожидания)

Калькулятор режима ожидания (http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html)

Затраты электроприборами приборами, находящимися в режиме ожидания

Устаревшие модели

Новейшие модели

В час, Вт

В месяц, кВт

В час, Вт

В месяц, кВт

Персональный компьютер

80

57,6

3-5

2,1-3,6

Ноутбук

3

2,1

1,5

1,1

Лазерный принтер

50

36

4-5

2,9-3,6

Телевизор

10

7,2

0,1-0,3

0,07-0,2

Приемник спутниковой антенны

11

7,9

0,5-1,0

0,3-0,7

Музыкальный центр

6-8

4,3-5,7

0,5-1,0

0,3-0,7

Мобильный телефон

7

5

0,5-1,5

0,3-1,1

Электроплита с таймером

6

4,3

2-4

1,4-2,8

СВЧ-печь с таймером

3

2,1

3

2,1

Задача 1. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Горизонт 42AF в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 11Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Задача 2. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Samsung UE42F5500 в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 0,3Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Задача 3. Рассчитать массу сухих дров, при сжигании которых выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand-by» в городе Воронеж на протяжении одного года. (удельная теплота сгорания сухих дров составляет q = 8,3*106 Дж/кг)

Задача 4. Рассчитать массу природного газа, при сжигании которого выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand-by» в городе Калуга на протяжении одного года.