Необходимость обеспечить качественное освоение образовательной программы каждым учеником часто становится трудной задачей для школы. Анализируя результаты педагогической деятельности, мы отмечаем, что эта задача далека от решения, но некоторые эффективные механизмы нам удалось сформировать.
Обозначив проблему («необходимость научить всех»), наш педагогический коллектив провел анализ причин того, почему пока это не удается. В ходе коллективного обсуждения мы отметили следующие дефициты:
- в школе недостаточно проработан на нормативном и методическом уровнях вопрос индивидуализации образовательного процесса;
- педагоги в недостаточной мере владеют компетенциями, позволяющими обучать детей с трудностями различного генеза;
- родители учащихся, испытывающих трудности, далеко не всегда имеют ресурсы для коррекции негативных образовательных сценариев.
В ходе обсуждения коллектив принял решение о необходимости разработки проекта, направленного на решение этой проблемы. Затем была создана команда, объединившая всех заинтересованных педагогов. Итогом нашей работы стал педагогический проект, целью которого является разработка механизмов, позволяющих компенсировать учебные затруднения каждому ребенку, испытывающему их.
Затем мы определили адресатов нашего проекта, задав коллективу простой вопрос: «Кто из ваших учеников не справляется с освоением программы?» Был получен список из 120 имен (12,7% учащихся). Распределение по параллелям учащихся, испытывающих трудности, имеет такой характер (рисунок 1).
Рис. 1. Количество учащихся по параллелям, испытывающих учебные затруднения
Затем, проанализировав список, мы предположили, что затруднения учащихся обусловлены следующими причинами:
- недостатки развития познавательной сферы;
- трудности, связанные с состоянием здоровья;
- трудности, связанные с проблемной семьей;
- конфликты между педагогом и ребенком (трудности в учебе носят частный характер);
- трудности, связанные с поведенческой сферой (аддикции, антисоциальные установки);
- экзистенциальные трудности (потеря мотивации, проблемы личностного самоопределения).
Каждая группа затруднений (причем один ребенок может испытывать затруднения разного характера) требует своих подходов к организации педагогической поддержки. Возникает необходимость в координации воспитательных воздействий со стороны школьных служб, способных оказать помощь ученику, а при необходимости – и педагогу. Для этого мы согласовали функциональные обязанности (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение функциональных обязанностей участников проекта
Специалист |
Структурное подразделение |
Функции |
Заместитель директора по научно-методической работе |
Научно-методический совет |
Разрабатывает локальные нормативные акты по теме проекта |
Руководитель команды проекта |
Команда проекта |
Осуществляет руководство проектной командой |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Малый педсовет |
Организует мониторинг результатов обучения учащихся, испытывающих учебные затруднения |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Методическое объединение классных руководителей |
Организует мониторинг результативности воспитательного процесса в отношении учащихся, испытывающих учебные трудности |
Педагог-организатор |
Органы детского самоуправления |
Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры учащихся, испытывающих учебные трудности |
Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений |
Школьная служба примирения |
Принимает меры к охране детей от любого рода насилия, жестокости, эксплуатации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения. |
Социальный педагог |
Совет профилактики подростковых правонарушений |
Совместно с классными руководителями разрабатывает и реализует программы социально-педагогического сопровождения учащихся |
Педагог-психолог |
Психолого-педагогический консилиум |
Участвует в разработке методических рекомендаций для педагогов |
Педагог-дефектолог |
Выявляет учащихся, имеющих отклонения в развитии |
|
Учителя |
|
Ведут исследование проблем школьной неуспешности, индивидуализации образовательного процесса |
Был составлен план работы проектной команды (таблица 2), который предполагает координацию деятельности всех структурных подразделений школы, работающих с учащимися, испытывающими учебные трудности. Это помогло нам удерживать проблему «в фокусе», стало инструментом реализации нашей цели.
Таблица 2.
План работы проектной команды «Разработка механизмов учета особых образовательных потребностей учащихся» в 2019/2020 учебном году
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Анализ проблемы, достижение консенсуса в подходах к ее решению |
Август |
Зам. директора по НМР |
2. |
Принятие решения о разработке проекта, создание проектной команды (заседание педагогического совета) |
Август |
Педагогический совет |
3. |
Встреча 1. Обсуждение направлений работы, распределение ответственности |
Сентябрь |
Зам. директора по НМР |
4. |
Организация взаимодействия с советом профилактики подростковых правонарушений |
Сентябрь |
Социальный педагог |
5. |
Диагностическое обследование первоклассников «Адаптационный период и готовность к обучению в школе». |
Сентябрь, |
Классные руководители, |
6. |
Диагностика педагогического коллектива: выявление группы учащихся, испытывающих затруднения в обучении |
Октябрь |
Педагог-психолог |
7. |
Встреча 2. Анализ полученных данных. Определение стратегий работы с группами слабоуспевающих учащихся в зависимости от причины затруднений |
Октябрь |
Руководитель команды |
8. |
Встречи с родителями (законными представителями) слабоуспевающих учащихся |
Октябрь |
Классные руководители |
9. |
Организация взаимодействия с психолого-педагогическим консилиумом |
Октябрь |
Зам. директора по НМР |
10. |
Обследование слабоуспевающих учащихся педагогом-психологом |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
11. |
Анализ результатов обученности слабоуспевающих учащихся (по итогам 1 четверти) |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР |
12. |
Анализ эффективности воспитательного процесса в отношении слабоуспевающих учащихся |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР |
13. |
Семинар-практикум «Причины школьной неуспешности» |
Ноябрь |
Руководитель команды |
14. |
Разработка и введение в действие форм документации, позволяющих получить оперативную информацию о посещении уроков, состоянии дисциплины |
Ноябрь |
Проектная команда |
15. |
Обсуждение на научно-методическом совете вопроса «О результатах промежуточной аттестации слабоуспевающих учащихся» |
Ноябрь, |
Зам. директора по УВР |
16. |
Анализ результатов обученности слабоуспевающих учащихся (по итогам 2 четверти) |
Декабрь |
Зам. директора по УВР |
17. |
Изучение профессиональных намерений слабоуспевающих учащихся |
Декабрь |
Педагог-организатор |
18. |
Обсуждение на научно-методическом совете вопроса «О педагогическом проекте «Разработка механизмов учета особых образовательных потребностей учащихся» |
Декабрь |
Зам. директора по НМР |
19. |
Встреча 3. Дисграфия, дискалькулия и дислексия в начальной и основной школе. Алгоритмы выявления и коррекции |
Январь |
Педагог-дефектолог |
20. |
Совместное заседание с методическими объединениями учителей начальных классов, русского языка и литературы |
Январь |
Руководитель команды |
21. |
Встреча 4. Состояние здоровья ребенка как фактор школьной неуспешности: особенности педагогической поддержки часто болеющих детей |
Февраль |
Педагог-член команды |
22. |
Семинар-практикум «Психофизиологические проблемы школьной неуспешности» |
Февраль |
Руководитель совместно с членами команды |
23. |
Встреча 5. Мотивационные проблемы слабоуспевающих учащихся |
Март |
Педагог-член команды |
24. |
Семинар-практикум «Ребенок не хочет учиться. Что делать?» |
Март |
Педагог-член команды |
25. |
Анализ результатов обученности слабоуспевающих учащихся (по итогам 3 четверти) |
Март |
Зам. директора по УВР |
26. |
Психологический семинар «Профилактика суицидального поведения детей. Дидактогении» |
Апрель |
Педагог-психолог |
27. |
Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) слабоуспевающих учащихся |
По запросу ППк, совета профилактики в течение года |
Проектная команда |
28. |
Групповые, индивидуальные занятия по коррекции и развитию психических процессов. |
В течение года |
Педагог-психолог |
29. |
Анализ результатов обученности слабоуспевающих учащихся (по итогам 4 четверти и учебного года) |
Май |
Зам. директора по УВР |
30. |
Встреча 6. Анализ результатов работы команды |
Май |
Руководитель команды |
31. |
Разработка методических рекомендаций по работе со слабоуспевающими учащимися |
В течение года |
Члены команды |
32. |
Оформление педагогического проекта |
Июнь–август |
Зам. директора по НМР |
33. |
Внешняя экспертиза педагогического проекта |
Август |
Зам. директора по НМР |
Наш проект рассчитан на три года. За это время мы планируем разработать и внедрить в образовательный процесс школы следующие продукты:
- пакет диагностических материалов, позволяющих педагогам своевременно выявлять учебные трудности школьников;
- программы коррекционной работы с учащимися разного возраста, направленные на устранение различных причин школьных трудностей;
- учебные пособия и рабочие тетради для учащихся первых, вторых–четвертых, пятых классов, применение которых поможет организовать учебный процесс не только в школе, но и дома;
- методические рекомендации по организации действенной помощи учащимся, испытывающим трудность в освоении образовательных программ.