Методическая разработка "Отливка из гипса на занятиях скульптурой"

Разделы: Дополнительное образование


ВВЕДЕНИЕ

Современное общество заинтересовано в воспитании самостоятельной творческой личности, имеющей целостный взгляд на мир, стремящейся к самообразованию и инновационной деятельности. Дисциплины художественного цикла обладают огромным потенциалом в этом направлении. В частности, занятия лепкой и скульптурой позволяют затронуть широкий круг вопросов: историю мировой культуры, многообразие художественных материалов, способов их обработки и путей применения в современной жизни и искусстве, способствуют созданию условий для формирования компетенций учащихся.

В представленной методической разработке я предлагаю адаптированную к условиям учреждений дополнительного образования технологию отливки из гипса рельефного панно, которая не требует специального оборудования и дорогостоящих материалов. Занятия по отливке из гипса могут быть включены в тематический план предмета «скульптура». Результативность данной методики подтверждена многолетним опытом применения на базе школы искусств и высокими результатами участия детей в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Гипс – классический скульптурный материал, экологичный, имеющий очень красивую и благородную поверхность и позволяющий создавать изделия высокого художественного уровня. При этом в школьной практике по сравнению с глиной и пластилином он применяется достаточно редко. Поэтому работа с гипсом ставит учащихся в нестандартную ситуацию, побуждая по-новому решать творческие задачи. Отливка расширяет представление учащихся о способах работы с объемом (на практике учащиеся чаще сталкиваются с ваянием и лепкой), что способствует более глубокому развитию образно-пластического, пространственного мышления, дает более полное представление о предмете «скульптура». Перевод скульптуры из глины или пластилина в гипс как более долговечный материал вызывает у учащихся большой интерес, знакомит с профессиональным подходом к скульптуре.

Таким образом, перед педагогом открываются большие возможности для формирования профессиональной компетентности учащихся как совокупности интеллектуальных, навыковых составляющих и личностных качеств.

Цель работы: познакомить с методикой создания рельефного панно из гипса на занятиях скульптурой.

Задачи:

  • познакомить с технологией отливки гипсового рельефа;
  • дать методические рекомендации по организации занятий.

Раздел I . ТЕХНОЛОГИЯ ОТЛИВКИ РЕЛЬЕФА ИЗ ГИПСА

1.1  Инструменты и материалы

Процесс отливки гипсового рельефа состоит из несколькоих этапов, на каждом из которых используются определенные инструменты и материалы. В зависимости от конкретных условий (школа искусств, мастерская, производство) может применяться различное оборудование. При выборе инструментов и материалов мы будем исходить из наибольшей их доступности и безопасности использования в работе с детьми.

Поэтапно требования к материалам и инструментам:

1. Создание эскиза

  • бумага (для рисунка, акварели и т.п.);
  • графические материалы (карандаш, акварель и т.п.);
  • ластик.

2. Изготовление модели

  • скульптурный пластилин или глина. При использовании глины необходимо поддерживать ее во влажном состоянии до отливки. Мы будем рассматривать процесс создания модели из пластилина.
  • деревянные, пластиковые или металлические стеки.

3. Снятие гипсовой формы с модели и отливка

  • гипс (марка Г6 – Г16);
  • емкость для затворения гипса;
  • толстый картон для создания опалубки;
  • скотч для закрепления опалубки;
  • линейка;
  • ножницы;
  • нож, резак или скальпель;
  • вазелин или смазка (мыльная эмульсия с добавлением машинного масла);
  • кисть синтетическая мягкая для промазывания формы.

4. Окончательная отделка изделия

  • нож или скальпель;
  • наждачная бумага (тонкозернистая);
  • перчатки резиновые;
  • краски (акриловые, аэрозольные и т.п.);
  • кисти синтетические;
  • губка или мягкая ткань.

Рабочее место должно быть застелено клеенкой для удобства последующей уборки. Учащимся рекомендуется также иметь фартуки.

1.2 Этапы отливки рельефа

Отливка рельефа является наиболее простым видом отливки, т.к. требует изготовления только одной формы.

Рассмотрим технологию создания многоразовой гипсовой формы. Моделью для снятия такой формы будет служить барельеф (от франц. bas-relief, что означает «низкий рельеф», т.е. рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью меньше, чем на половину своего объема).

1. Разработка эскиза является важным этапом, т.к. уже здесь определяется художественный образ будущего изделия. Необходимо разработать несколько вариантов решения темы, стараясь добиться наибольшей выразительности силуэта, остроты характера. Наиболее удачный эскиз прорабатывается в натуральную величину. Для дальнейшего перенесения эскиза на пластилин требуется четкость контуров, поэтому эскиз желательно выполнять карандашом.

2. Создание модели. Модель для отливки будущего слепка выполняем из скульптурного пластилина.

Сначала необходимо изготовить основу – пласт толщиной 1-1,5 см и размером, соответствующим эскизу. Стороны пласта ровно обрезаем ножом. Затем контур эскиза переносим на основу.

Далее набираем объем, постепенно уточняя контур и высоту частей рельефа друг относительно друга. Работу ведем от общего к частному, детали прорабатываем стеками.

Изображение в месте его соприкосновения с фоном не должно иметь так называемых поднутрений, т.е. должно соединяться с фоном без щелей и закругления внутрь. Следует также избегать деталей, нависающих над фоном. Иначе при изготовлении отливки гипс, попав в поднутрения и схватившись, не позволит извлечь слепок без потерь.

3. Изготовление гипсовой формы. Для снятия гипсовой формы с модели вокруг пластилинового пласта делается опалубка. Для этой цели можно использовать плотный картон (например, гофрированный), закрепив его края скотчем. При этом надо следить, чтобы опалубка плотно прилегала к пласту со всех торцов во избежание вытекания гипса на стол. Высота опалубки должна быть примерно в два раза больше, чем высота пластилиновой модели.

Затем поверхность рельефа и внутренние стенки опалубки с помощью кисти смазываем тонким слоем вазелина или смазки для облегчения снятия формы.

Для приготовления гипсового раствора гипс следует насыпать в холодную воду (в горячей гипс схватывается быстрее), подождать, когда он пропитается, и только затем перемешивать. На 7 частей воды рекомендуется брать 10 частей гипса. На этом этапе начнется реакция между водой и гипсом с выделением пузырьков.

Подождав 2-5 минут, заливаем гипс в опалубку. Сначала гипс наливаем не торопясь, можно пройтись кистью по поверхности, слегка постучать по опалубке, чтобы гипс заполнил все полости, и пузырьки воздуха поднялись на поверхность. Толщина гипсового слоя должна возвышаться над рельефом не менее, чем на 0,5 см.

Примерно через 20 мин. гипсовый раствор нагреется, это результат реакции гипса с водой. Когда он вновь остынет, можно убрать опалубку и аккуратно разъединить пластилиновую модель и гипсовую форму.

Отлитую форму следует осмотреть, при необходимости выровнять случайные неровности, проработать детали. Особое внимание следует обратить на поднутрения и при их наличии подкорректировать форму. Пока гипс влажный, он легко поддается обработке ножом или стеком.

Этап 4. Отливка гипсового слепка.После того как форма просохнет, можно приступать к снятию гипсового слепка. Гипсовая форма снова помещается в опалубку и закрепляется скотчем.

Далее повторяется технология, описанная выше (этап 3):

- поверхность гипса и внутренние стенки опалубки промазываются вазелином или смазкой;

- гипс затворяется водой;

- гипсовый раствор заливается в опалубку;

- примерно через 30 мин. форма и слепок осторожно разъединяются.

Если технология изготовления отливки соблюдена, слепок должен извлечься легко, без сколов на форме и на самом слепке. Это позволит использовать форму многократно.

Если слепок не извлекается, можно слегка постучать по форме резиновым молоточком, также можно вставить лезвие ножа в щель между формой и слепком и легко постучать по лезвию. В крайнем случае форму придется отбить по частям, чтобы освободить слепок.

1.3  Окончательная отделка изделия

Заключительный этап работы над изделием подразумевает окончательную пластическую и цветовую отделку поверхности.

1. До полного высыхания гипса поверхность, если необходимо, дорабатывается ножом или стеком согласно эскизу.

2. После полного высыхания гипса поверхность можно обработать наждачной бумагой, где это необходимо.

3. Слепок можно оставить белым или тонировать. Для тонирования гипса можно использовать акриловые краски, морилку, аэрозольные баллончики и др.

Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель изучения темы «Отливка рельефа из гипса»: формирование у учащихся творческого подхода в работе с новым материалом.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование навыков работы с инструментами;
  • знакомство с методами и техническими приемами работы с твердым материалом (гипсом), его особенностями и возможностями;
  • формирование умения реализовывать творческую идею;
  • знакомство с мировыми образцами искусства.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие художественно-образного и пространственного мышления, трехмерного восприятия объемной формы, понимания связи между моделью и формой для отливки;
  • развитие умения прогнозировать результат своих действий;
  • развитие глазомера, моторики рук;
  • развитие чувства красоты, гармонии, эмоциональной отзывчивости.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, целеустремленности;
  • воспитание самостоятельности, ответственности за результат;
  • формирование умения действовать в нестандартной ситуации;
  • воспитание умения работать в коллективе.

Целевая аудитория: ввиду достаточной сложности предлагаемых заданий, учитывая возрастные особенности детей, изучение данной темы рассчитано на работу с учащимися 12-16 лет, желательно в группах до 5-7 человек.

Объем учебного времени, предусмотренный на изучение темы, зависит от сложности работы, он может быть уменьшен или увеличен в зависимости от конкретных условий.

Примерный тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

 

Отливка рельефа из гипса

 

1

Разработка эскиза

2

2

Создание модели из пластилина

8

3

Изготовление гипсовой формы

2

4

Отливка гипсового слепка

1

5

Окончательная отделка изделия

3

 

Всего

16

Ориентация на формирование самостоятельной творческой личности учащихся включает в себя и реализацию компетентностного подхода на занятиях скульптурой. Поэтому построение занятия должно быть направлено не только на развитие у учащихся определенных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), но и способствовать формированию компетентности, т.е. умения применять эти знания в конкретных ситуациях.

Исходя из собственного опыта, считаю, что освоение данной темы целесообразно организовать в форме проектной деятельности.

1. Знакомство с темой желательно начать с ознакомления учащихся с материалом (его характеристиками, особенностями, правилами техники безопасности), познакомить с образцами художественных изделий из гипса, историей применения в художественном творчестве, объяснить правила подготовки и уборки рабочего места.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, учащиеся должны иметь свободный доступ к воде. Кабинет необходимо оборудовать шкафами и стеллажами для хранения материалов и инструментов, а также работ учащихся.

2. Учащиеся ставятся в ситуацию, требующую  самостоятельной творческой активности на каждом этапе. Задание может быть как ограниченным какими-либо рамками  (форматом, тематикой, стилем), так и более свободным. Но в любом случае оно должно быть ориентировано на личностное отношение учащегося, его эмоциональное восприятие, самостоятельный выбор. Педагог при этом направляет, мотивирует деятельность учащихся. Зная способности каждого ребенка, преподаватель может помочь определиться с размером изделия, предложить работу над сложным панно или коллективную работу.

3. Работа над эскизами предполагает самостоятельный поиск учащимися художественного образа, поэтому целесообразно познакомить детей с темой занятия заранее, чтобы они имели возможность обдумать и самостоятельно собрать необходимый материал, используя различные источники информации (натурные, печатные, электронные). Учащиеся разрабатывают несколько вариантов решения темы, ищут наиболее выразительный, характерный образ, после чего представляют эскизы на утверждение преподавателю.

4. Создание модели из пластилина (глины) закрепляет знания об объеме, форме и т.д., полученные  учащимися при освоении темы «рельеф», поэтому задания по отливке рельефа целесообразно включать в тематический план после освоения темы «рельеф». Учащиеся ставятся в ситуацию применения на практике накопленного опыта, формируется личная ответственность за результат. Преподаватель корректирует ход создания модели исходя из особенностей дальнейшей отливки (лаконичность, отсутствие поднутрений и др.), при этом объясняя взаимосвязь создаваемой формы с последующим технологическим процессом.

5. Непосредственно работа с гипсом имеет элемент новизны, заставляет творчески подойти к делу. Здесь самостоятельность в работе должна сочетаться с ответственностью за результат, внимательным отношением к рекомендациям преподавателя, касающимся технологии. Разумеется, преподаватель может вмешиваться в творческий процесс, не подавляя самостоятельности, но, имея опыт отливки и учитывая возрастные особенности учащихся, объяснять, почему тот или иной путь решения проблемы будет предпочтительнее.

6. Отдельные приемы работы (характер обработки краев, соединение форм, способы работы инструментом и т.д.) необходимо показывать практически, т.к. они лучше усвоятся при непосредственном наблюдении за работой мастера.

7. В конце каждого занятия рекомендуется проводить просмотры работ, к обсуждению необходимо привлекать самих учащихся.

8. По завершении работы над темой рекомендуется организовать выставку работ или защиту творческих проектов.

Таким образом, на всех этапах работы необходимо мотивировать учащихся не просто на овладение умениями и навыками, но на достижение хорошего результата, создание изделия достойного художественного уровня. Необходимо, чтобы работа велась вдумчиво, чтобы ребенок научился планировать и прогнозировать результат своей деятельности.

Техника безопасности

Обеспечение безопасности работы учащихся на занятиях заслуживает серьезного отношения. С правилами техники безопасности следует ознакомить детей на первом занятии по изучению темы «Отливка рельефа из гипса». В дальнейшем необходимо формировать у них сознательное отношение к выполнению этих требований.

Правила техники безопасности при изучении данной темы состоят в следующем:

  • Во время работы быть внимательным и аккуратным.
  • При работе с гипсом, наждачной бумагой, красками использовать фартук и нарукавники (или другую рабочую одежду).
  • При работе с наждачной бумагой использовать перчатки.
  • Быть осторожным при работе с режущим инструментом (резаком, скальпелем), по возможности держать лезвием от себя. Передавать инструмент ручкой вперед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке на основании собранного и обобщенного доступного материала, а также личного опыта пошагово описана технология отливки рельефа, рассмотрены возможности применения гипса как скульптурного материала в учебном процессе, даны методические рекомендации. Предлагаемая тема может использоваться педагогами дополнительного образования при внедрении инновационных технологий в процесс обучения, в частности, при реализации компетентностного подхода, т.к. работа с гипсом для учащихся интересна, имеет значительный элемент новизны, заставляет решать множество нестандартных задач.

Таким образом, данная тема не только способствует формированию у учащихся образно-пластического мышления и более полного представления о способах работы со скульптурными материалами, но и содействует воспитанию творческой самостоятельной личности, способной эффективно осуществлять сложные виды деятельности, нести ответственность за результат работы, стремиться к постоянному творческому совершенствованию. Это имеет большое значение как для общеэстетического развития, так и для профессиональной ориентации учащихся.

Список литературы

  1. Вагнер, Л. А. ...Вхожу, ваятель, в твою мастерскую / Л.А.Вагнер. – М., 1982. – 288 с.
  2. Ватагин, В. А. Изображение животного / В. А.Ватагин. – М., 1999. – 172 с.
  3. Воронова, О. П. Искусство   скульптуры / О.П.Воронова. — М.: 1981. — 112 с.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М., 1991
  5. Голубкина, А. С. Как создается скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора / А.С.Голубкина. – М., 1963
  6. Ермонская, В. В. Что такое скульптура / В.В.Ермонская. – М., 1977
  7. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования / Э.Ф.Зеер. – М., 2010. – 175 с.
  8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методический аспект) / И.А.Зимняя // Высшее образование. – 2006. – № 8
  9. Ланг, Й. Скульптура. Для начинающих и студентов художественных вузов / Й.Ланг. – М., 2000
  10. Лантери, Э. Рельеф с натуры / Э.Лантери // Юный художник. – 1994. – №3
  11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания. Кн. для учителя / Б.М.Неменский. – М., 1990
  12. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1,2 / Р.С.Немов. – М., 2000
  13. Одноралов, Н. В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В.Одноралов. – М., 1982
  14. Одноралов, Н. В. Техника медальерного искусства / Н.В.Одноралов. – М., 1983. – 160 с.
  15. Хессенберг, К. Скульптура для начинающих / К.Хессенберг. – М., 2006. – 129 с.
  16. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А.В.Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2.