Профессиональное развитие педагога – приоритетная задача современного этапа модернизации образования, или самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

Разделы: Профессия — педагог


Всякое настоящее образование
добывается только путём самообразования.
Н.А. Рубакин

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации  в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми ранее, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Школа нуждается в переменах. Они являются важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который, по оценкам экспертов, позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. И в центре этих преобразований важную роль играют учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам современных школьников.

На пути развития новой школы решительно выделяются современные приоритеты, ибо в основе новой школы стоит новый руководитель – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой и новый учитель – компетентный, широко образованный, с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества:

- «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда»,

- подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В своё время К.Д.Ушинский дал исчерпывающую образную характеристику общественного значения профессии учителя, актуальную и по сей день: «Учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Государство предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, всё более значимыми для педагога становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Современной школе нужен учитель-универсал, в совершенстве знающий и владеющий методикой преподавания смежных предметов. Своевременное прохождение курсовой подготовки является одним из показателей профессионализма педагогов и  эффективной деятельности администрации образовательного учреждения. «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает своё образование незаконченным». (К.Симонов)

В современных условиях существуют новые формы организации повышения квалификации и переподготовки. Сегодня потребители сами могут выбирать и место, и направление своего повышения квалификации. Это очные, очно-заочные, заочные, или дистанционные курсы.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики? Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями, коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. При такой универсальности педагогической деятельности он не может стоять на месте, а должен двигаться вперёд, постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.

Важными инструментами методической поддержки и профессионального развития педагогов являются школьные и городские или районные методические объединения. Главной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания. Всё это необходимо для перспективного развития процессов обучения и воспитания в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы, постоянного саморазвития и самосовершенствования.

Одним из направлений профессионального саморазвития является активация творческой деятельности педагогов: это научная работа (ведение научно-исследовательской ученической деятельности, участие в проблемных и творческих группах при методических объединениях, участие в конференциях разного уровня, написание статей), кроме этого круглые столы, семинарские занятия, консультации, психологические тренинги, мастер-классы. И здесь приветствуется именно системность в работе педагога, дающая определённые результаты. «Обучать – значит вдвойне учиться». (Ж.Жубер)

Все мы прекрасно понимаем, что учителя нельзя заставить быть творческим, интеллектуально и духовно развитым. Необходимо хотеть, желать развиваться самому учителю, но и необходимо создавать все условия для развития для развития его профессионального мастерства и личного самосовершенствования.

Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Но аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот, где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.

Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя. Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурс школы. Однако, самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаём за ребёнком право быть самим собой.

Подведём итог по вопросу профессионального  развития и самообразования:

  • Построение и следование плану самообразования
  • Создание и участие в различных творческих группах по обмену опытом
  • Систематическое повышение квалификации
  • Выступление на различных площадках с представлением собственного опыта
  • Ведение научно-исследовательской и печатной деятельности
  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Выделяют несколько направлений самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое и психологическое
  • методическое
  • эстетическое
  • информационное (IT-технологии)
  • валеологическое
  • политическое
  • языковое

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

  • Получение профессии/специальности с помощью средне-специального, высшего образования, или курсовой переподготовки;
  • Систематическое повышение квалификации:
  • в рамках курсовой подготовки очных, очно-заочных, заочных курсов;
  • с использованием дистанционных технологий.
  • Групповая самообразовательная работа:
  • работа методических объединений, творческих групп (проведение мастер-классов, ежегодных отчётов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка, проведение и самоанализ открытых уроков, занятий, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий и их анализ).
  • участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров и прочих площадок очного и заочного присутствия.
  • Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
  • печатных изданий, СМИ
  • интернета
  • библиотек, музеев
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • формирование портфолио, педагогической копилки.

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет никаких достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Что может быть результатом самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные, изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Роль самообразования в развитие педагогических компетентностей учителя:

  • готовность к педагогическому творчеству
  • профессиональный и карьерный рост
  • создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
  • соответствие учителя требованиям общества и государства.

Адольф Дистерверг говорил: «Учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием». В заключении отмечу, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирование эффективного учебно-воспитательного процесса. Можно отметить, что только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.