Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет.
Сегодня о будущем, так или иначе, задумываемся мы все, особенно если это касается наших детей, в частности их образования. Отправляя детей в школу, мы верим, что в процессе обучения они будут получать необходимые знания, всесторонне развиваться, тем самым родители возлагают ответственность за образование своих детей на школу и педагогов. В связи с этим становится необходимым переосмысление современных позиций и ценностей образовательного процесса, разработки нового по духу и букве образовательного стандарта общего образования. Так 2015 году началась разработка нового поколения государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время они последовательно превращаются из проектов в официальные документы, учебно-методические пособия, которым предстоит определить судьбу Республиканского образования в ближайшие годы.
Государственный образовательный стандарт призван обеспечить:
- Единство образовательного пространства Донецкой Народной Республики;
- Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального основного общего образования.
Новизна образовательных стандартов заключается в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников ГОС включает в себя требования к:
1) структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению и объёму обязательной и формируемой участниками образовательного процесса частей основной образовательной программы;
2) условиям её реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
3) результатом освоения основной образовательной программы.
ГОС является основой объективной оценки уровня образования и классификации выпускников, независимо от форм получения образования.
На современном этапе общеобразовательных стандартов значительная роль принадлежит образовательным организациям, поскольку процесс введения стандартов не ограничивается для всех ОО ДНР программой действий.
Анализ практики работы ОО в рамках введения ГОС показал, что важным практическим аспектом этой деятельности является создание следующих условий:
- нормативно-правовых (разработка и принятие нормативных и иных документов), регламентирующих деятельность ОО в части изучения, учёта и удовлетворения образовательных потребностей, в пределах установленного действующим законодательством разграничения полномочий;
- ресурсных (кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических и др.), необходимых для достижения уровня образования, соответствующего требованиям Стандарта;
- научно-методических (формирование компетенций руководящих кадров и педагогических работников ОО), гарантирующих успешность образовательной деятельности в условиях реализации стандарта;
- социокультурных (развитие социальных, культурных, образовательных инфраструктур ОО и территории её места расположения для обеспечения полноценного развития обучающихся в соответствии с их потребностями и запросами;
- информационно-просветительских (обеспечение открытости, прозрачности и доступности информации), гарантирующих своевременность и качество мер, мероприятий в рамках информационного сопровождения введения Стандарта.
При этом опыт введения Стандарта позволил выявить и следующие проблемы:
- формирование институциональной нормативно-правовой базы, сводящееся подчас лишь к изданию отдельных нормативных актов, не всегда отражающих системные изменения целей, задач, форм и технологий обучения, содержания деятельности системы образования.
- ресурсного обеспечения деятельности образовательной системы ОО с учётом особенностей и специфики территории, контингента обучающихся (их родителей(законных представителей)), реализуемых образовательных программ, а также условий осуществления деятельности ОО.
- Использования возможностей и потенциала образовательных учреждений общего, профессионального (начального, среднего, высшего) и дополнительного образования, учреждений и организаций иной ведомственной принадлежности – культуры, спорта, здравоохранения и др., социальных и общественных институтов.
- Готовности управленческих и педагогических кадров к работе в новых условиях.
Важно отметить, что все содержательные управленческие решения относительно образовательного процесса могут приниматься своей образовательной организацией.
В связи с этим при формировании модели введения ГОС в ОО необходимо учитывать модель (или программу), организационно-проектного, научно-методического и ресурсного обеспечения этого процесса на муниципальном уровне. В рамках этих моделей (или программ) предполагается:
- создание директивного обеспечения введения Стандарта;
- проектирование и разработка целевых муниципальных/ институциональных программ , отражающих специфику и особенности как муниципальной системы образования в целом, так и отдельных ОО;
- разработка и внедрение в практику деятельности муниципальной/институциональной образовательной системы социально и культурно-образовательных проектов, программ и т.п.;
- создание системы мониторинга и анализа образовательных запросов и потребителей участников образовательного процесса, а также процессов в рамках введении и реализации нового Стандарта.
В связи с этими проблемами необходимо учитывать:
1. Координационную структуру, которая координирует деятельность по обеспечению перехода ОУ на новый стандарт, формированию, совершенствованию нормативной базы деятельности ОО в условиях введения Стандарта, определяет направления научно-методического сопровождения (например, координационный совет, совет по введению и др.).
2. Информационно-консультационную структуру, которая организует сопровождение образовательной деятельности по различным направлениям (в том числе повышение квалификации), распространение новых образовательных, управленческих и педагогических технологий (например, учебно-методический центр, информационно-методический центр и др.).
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения Стандарта, как показал проведённый среди руководителей, педагогов и родителей опрос является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников процесса. Необходима организация обучения педагогических работников ОО по всему комплексу вопросов, связанных с введением нового образовательного стандарта.
В свете вышесказанного становится понятной острая необходимость повышения квалификации представителей служб сопровождения образовательной деятельности (методической, социальной, психолого-педагогической и т.д.).
Желательно, чтобы эта работа проводилась с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций. Образовательная организация – это основная площадка проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению целей и задач Стандарта, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.
3. Иные структуры в соответствии со спецификой и особенностями ОО.
В ОО необходимо введение Стандарта по следующим направлениям: нормативное, финансово-экономическое, организационное, кадровое, информационное, материально-техническое и др.
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность введения Стандарта, как показал опыт, является системность подготовки к нему и комплексность всех видов сопровождения, поэтому администрации ОО целесообразно предпринять следующие шаги:
1) разработать и утвердить план-график введения ГОС;
2) обеспечить выполнение требований к условиям реализации образовательной программы;
3) разработать и утвердить план-график проведения методических (научно-методических) семинаров по проблемам введения Стандарта и повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
5) создать банк данных учебников (систем учебников, учебников, принадлежащих к завершенным предметным линиям) и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом;
6) организовать изучение общественного мнения по вопросам введения новых общеобразовательных стандартов . Разработать и утвердить программу изучения (мониторинга) образовательных запросов и потребностей участников образовательного процесса.
Таким образом, система мер и мероприятий по обеспечению ГОС позволит достичь следующих результатов:
- нормативно-правовое обеспечение введения Стандарта;
- успешная его реализация;
- реализация целевых программ, отражающих специфику и особенности как муниципальной системы образования в целом , так и отдельных образовательных организаций;
- реализация социально- и культурно-образовательных проектов, программ;
- повышение квалификации управленческих и педагогических кадров;
- учёт образовательных запросов и потребностей участников образовательного процесса при введении и реализации нового стандарта на основе их мониторинга и диагностики;
- открытость, прозрачность, гладкость и доступность всех действий и процедур в рамках введения Стандарта, эффективный государственный и общественный контроль.
Педагог теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова. Мы придерживаемся мнения, что педагоги – мобильные люди, они готовы работать по-новому, особенно тогда, когда они видят, что это приносит реальную пользу детям.