Решение трудной математической проблемы можно
сравнить с взятием крепости.
Н.Я.Виленкин
Важнейшей целью образования является развитие личности, и все предметы, преподаваемые в нашей школе, способствуют этому. Справедливо считается, что математика вносит огромный вклад в достижении этой цели. Она развивает такие качества мышления, как критичность, самостоятельность, логичность, гибкость, широта, глубина. Математика развивает интуицию и воображение, вооружает логическим методом, так необходимом в современном мире.
Успешность решения любой математической проблемы зависит от прочного фундамента теоретических знаний, необходимых для этого. Не секрет, что работа с теоретическим материалом сложная, но очень важная. У учащихся зачастую, нет мотивации или она очень низкая. Поэтому важно, чтобы эта мотивация появилась.
В своей работе я использую некоторые приемы, помогающие в этом:
1. «Мягкая посадка».
Учитель предлагает определенным учащимся встать и задает вопросы по теории, если учащийся верно ответил, он садиться, если нет – остается стоять. Эту работу надо проводить динамично, и, если учитель использует этот прием часто, ребята привыкли, то много времени это не занимает. При использовании этого приема постоянно идет повтор теоретического материала.
2. «Опрос-лавина».
Прием такой же, как и предыдущий, только первый вопрос задает учитель, а затем вопросы задают последовательно те, кто правильно ответил и может присесть.
3. «Семерка смелых».
Учитель предлагает семерым учащимся выйти к учительскому столу и построиться друг за другом.
1 вариант: у учителя в руках карточки с названиями геометрических элементов или названия геометрических утверждений. В случайном порядке учитель читает задание и учащийся, который стоит первым, имеет возможность ответить на предложенный ему вопрос. Если отвечает правильно, то идет на место, если нет, то становится в коне этой небольшой очереди.
2 вариант: на учительском столе разложены карточки с заданиями (текст закрыт). Учащиеся по очереди подходят и сами выбирают себе карточку. Переворачивают, читают задание и отвечают. Если ответ верный, карточка отдается учитель, ответивший идет на свое место, а к столу подходит следующий ученик. Если ответ неверный, то ученик становится в конец очереди.
4. «Ист-лож».
Прием направлен и на повторение теории, и на отработку экзаменационного задания (9 класс) Учащимся предлагается ряд утверждений или сразу, или дозировано и их задача – оценить их истинность.
Можно предложить учащимся индивидуальные карточки, а можно через экран, используя компьютерную технику. При использовании этого приема обязательно проходит проверка и обсуждение.
5. Кроссворд.
Можно предложить учащимся разгадать кроссворд, а можно и предложить самим составить или индивидуально, или в группе.
Предлагаю пример кроссворда для учащихся 6 класса. Так как курс геометрии начинается в 7 классе, то можно включать и другие вопросы по изученному в 5-6 классах материалу.
Вопросы:
По горизонтали:
1.Натуральное число, имеющее более двух делителей.
3.Отрезок, соединяющий центр окружнсти с любой ее точкой.
4.Натуральное число.
5.Название первой координаты точки на координатной плоскости.
6. Отрезок, перпендикулярный данной прямой.
7. .
8. Сотая часть числа.
10. Геометрическая фигура.
11. Геометрическая фигура.
13. Две прямые, лежащие в одной плоскости и не имеющие общих точек.
По вертикали:
2. Единица измерения углов.
3. Все целые и все дробные числа.
4. Хорда окружности, проходящая через ее центр,
9. Число, которое делится на данное число.
12. Частное двух чисел.
13. Угол, величина которого равна 90°.
6. Игра «Профессор – студенты».
Этот прием использую при выступлении ученика у доски. Не секрет, что при монологе ученика у доски не все учащиеся внимательно слушают, чтобы исправить такое положение я использую этот прием. Отвечающий – «профессор», он ведет лекцию или практическое занятие, а все остальные – «студенты». «Профессор» рассказывает некоторый материал, «студенты» слушают и, если надо, делают необходимые пометки. После завершения ответа, «студенты» могут задавать «профессору» вопросы по-существу. Если «профессор» отвечает на них, оценка не снижается, если не может, оценка снижается и тому, кто задал вопрос, достается балл. Я использую систему «плюс-минус» Если учащийся ответил на вопрос или вышел к доске на несложное задание, то ставлю ему «плюс» на полях рабочей тетрадки. «Плюс» потом переводится в балл, который можно добавить к оценке за любую работу, кроме контрольной.
7. Отработка теории на задачах.
Этот прием использую чаще всего, считаю, что очень важно показать учащимся, зачем они знакомятся с тем или иным геометрическим фактом. Очень важно, чтобы задачи были на один, максимум два, геометрических факта. Наиболее успешным будет это работа, если условие задачи или краткая запись условия вместе с чертежом предлагаются учащимся на электронной доске.
Пример:
Слайды с заданиями появляются последовательно. Учащимся предлагается решить задачу, найти ответ в предложенной таблице и записать соответствующую букву.
После самостоятельной работы учащихся идет разбор решений с демонстрацией основных фактов на электронной доске. В каждом случае проговариваются теоретические положения.
8. Слово - «окшуй».
Можно предложить учащимся пофантазировать, что это слово обозначает, потом рассказать и продемонстрировать, используя технические возможности электронной доски.9. «Спиной к экрану».
Учитель вызывает двоих учеников. Сначала один идет в конец классного помещения лицом к экрану электронной доски, второй становится спиной к нему. На экране появляются понятие, например, «угол» Тот учащийся, который видит написанное на экране, дает определение предложенному понятию, тот, кто стоит спиной к экрану, должен назвать это понятие. Для каждой пары предлагаю по 5 понятий каждому. После ответов первого, учащиеся меняются местами. При применении этого приема учащиеся, как правило, с интересом следят за парой и у них есть возможность самим ответить, если один из отвечающих не справляется.
Хорошее владение теоретическими знаниями является важным залогом успешного решения математических проблем. Надеюсь, мой опыт кому-то пригодится.