В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков качеств. Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность.
Само понятие «ключевые компетенции» предопределяет то, что они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни. В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «ключевые компетенции». Однако сформулированы их существенные признаки:
- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);
- ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Ключевые компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и исследовательской.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя из этого формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:
- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;
-овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.
Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний, поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция;
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- личностная компетенция – самосовершенствование.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач.
Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:
- умение находить информацию;
- изучение материала самостоятельно;
- умение анализировать, сравнивать;
- ставить и формулировать проблему;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
- владение разными видами речевой деятельности;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
умениями искать и находить компромиссы;
- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или вне его необходимо учитывать, что:
- не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
- на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;
- необходимо помогать учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться;
- необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;
- необходимо развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи;
- необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения;
- в процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
- необходимо поощрять исследовательскую работу учащихся.
Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.
«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В.А.Сухомлинского мне особенно близки. Я стараюсь находить новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих.
Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельностью.
Так, к примеру, исследовательская работа учащихся организуется как на уроках, так и во внеурочное время.
На первом этапе даю самостоятельные мини-исследования, на основе краеведческого компонента, для формирования умения использовать общие принципы научного мышления.
Для освоения навыков исследовательской работы, например, на уроках истории основная нагрузка ложится на практикумы, которые являются сочетанием аналитической задачи, теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и социологических данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т.п.
Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в моей работе.
Организацией проектной, исследовательской деятельности занимаюсь 3 года. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по биологии и химии. Я стараюсь поощрять пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.
Моя задача как учителя - вселить в ребенка уверенность в собственные силы. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. У ребёнка должен отсутствовать страх перед учителем, перед моими знаниями. И наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят.
Предлагаемые темы очень разнообразны. После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.
В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам:
- способы устранения проблемной ситуации;
- пути поиска новой информации;
- нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла;
- варианты воплощения замыслов.
После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Завершающим этапом в разработке проекта, исследования является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которые проходят в марте. Работа организуется по секциям. В конференции участвуют все учащиеся в соответствии с их интересами, обсуждают, анализируют, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы. По окончании работы секций проводится общий сбор, где не только подводятся итоги, но и звучат отзывы об организации конференции и предложения по улучшению ее работы. Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути. И как показывает практика, именно в этой деятельности подчас раскрываются новые грани способностей ребенка, открываются новые имена среди учеников. За последние годы было создано много учебных исследовательских проектов, в которых интегрированы такие предметы, как история, социология, право и обществознание. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции различного уровня, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
Со своими исследовательскими проектами мои ученики участвуют в районных, краевых и региональных конкурсах и побеждают.
Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, таким образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.
Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Поэтому учить надо так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью и каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.