«Здоровье - это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как,
когда и с какой целью их использовать.
(Н.Нильсон)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- 1 группа - медико-гигиенические
- 2 группа - физкультурно-оздоровительные технологии
- 3 группа - экологические технологии
- 4 группа - техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 5 группа - здоровьесберегающие образовательные технологии.
Технологии подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПин, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
-
Оптимальная плотность урока
- количество видов учебной деятельности
- их смена
- длительность и чередование
- отвлечения от учебной работы
-
Чередование видов учебной деятельности
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
- просмотр видеосюжетов и презентаций
-
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
- речевая гимнастика
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
План-анализ урока с позиций здоровьесберегающих технологий
№
|
Критерии |
Вопросы для анализа |
1 |
Гигиенические условия в классе (кабинете) |
Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств). |
2 |
Число видов учебной деятельности, используемых учителем |
Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4-7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся. |
3 |
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности |
Ориентировочная норма - 7-10 минут. |
4 |
Использование учителем различных видов преподавания |
Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма - не менее трех видов за урок |
5 |
Чередование видов преподавания |
Чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут. |
6 |
Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал |
Это следующие методы:
|
7 |
Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами |
Норма - 8-10 мин. |
8 |
Мастерство учителя при использовании видеоматериалов |
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач |
9 |
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы |
Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления. |
10 |
Физкультминутки и физкультпаузы |
Это обязательная составная часть урока. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять. |
11 |
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ |
Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. |
12 |
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности |
Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу. |
13 |
Благоприятный психологический климат на уроке |
Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр. |
14 |
Итоговая плотность урока |
Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%. |
15 |
Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 10-125 минут до окончания урока. |
16 |
Темп и окончание урока |
К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания. |
17 |
Интегральный показатель эффективности проведенного урока |
Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние. |