Мы живём в сложное время. Сложные родители, сложные дети. Одной из главных задач считаю – наладить сотрудничество с семьёй. В работе с родителями учителю желательно занять позицию не над, а рядом. «Я такой же родитель, как и вы. У меня часто возникают такие же проблемы, как и у вас. Давайте вместе будем думать над ними и помогать друг другу в их решении». Я отличаюсь от родителей тем, что знаю лишь набор методик, а в вопросах воспитания мой опыт далеко несовершенен. И только искренность сделает родителей нашими союзниками и поддержкой. Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю, а советуюсь, размышляю вместе с ними, договариваюсь о совместных действиях. Моя задача как педагога и воспитателя – объединить родителей, учителя, детей общим интересом, зародить, взрастить чувства благородного человека. Для этого использую такие формы:
1. Родительские собрания. Могут быть построены по-разному, в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель и родители. Перечислю нестандартные формы родительских собраний, которые имели место в моей практике и, которые хочу осуществить.
- Семейный совет «Эмоции положительные и отрицательные
- Родительский тренинг «Выведение формулы родительской педагогики»
- Устный журнал « Перелистывая страницы учебного года»
- Родительский университет (мини-лекции, консультации по предметам)
- Собрание – праздник «Воспитание детей в семье», на котором дети и родители менялись местами
2. Общение с природой.
Большое значение для сплочения коллектива играют выезды на природу. Традицией стал выезд на природу и поздравление всех именинников, родившихся летом. Заодно встречаем осень и ищем клад с дарами от «Осени». Знакомимся с историей Хакасии. Выезд с экскурсоводом к памятнику древней культуры Салбыктский курган, посещение Бородинских пещер. Одновременно учимся ориентироваться по компасу и местным признакам. Выезды в Шушенский мемориал, музей имени Мартьянова г. Минусинска приобщают к истории края и страны. Такие « уроки» учат и оставляют яркие впечатления на всю жизнь.
3. Проведение совместных праздников.
Традиционные праздники День матери, День защитников Отечества, Международный Женский День, окончание первого класса не обходятся без приглашения родителей. К ним тщательно готовимся с детьми: разучиваем стихи, песни, делаем подарки своими руками, разучиваем сценки. Эта традиция сплачивает детей, делает их дружнее, более внимательными друг другу и старшим.
4. Открытые уроки для родителей дают возможность посмотреть на своих детей со стороны, выявить трудности в обучении и общении, тем самым избежать некоторых конфликтов.
5. Подготовка конвертов для родителей. Пишется письмо от имени ребёнка, с перечислением знаний и умений, приобретённых за год, своеобразная характеристика. В этот же конверт помещаются творческие работы ребенка, и вручаю его на последнем родительском собрании. Позднее стала делать папки «Мои успехи» для детей и вручать их на празднике «Прощай первый класс!» В дальнейшем папки пополняются грамотами, интересными работами и т.п. - прообраз портфолио.
Всё самое запоминающее, яркое, родители стараются отснять, создать фильм и подарить детям при выпуске. Понятно, что от нас учителей многое зависит, но всё – таки, семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Именно в семье человек получает первые уроки добра, справедливости, уважения и любви. Моя задача создать условия, которые способствовали развитию личностных УУД. В своей практике использую нестандартную форму собрание-праздник на тему «Воспитание детей в семье», на котором дети и родители меняются ролями, ведь, воспитывая детей, мы воспитываем и родителей. «Воспитывать надо себя, а не ребёнка», - говорил В.Сухомлинский. Сценарий собрания представляю.
Сценарий собрания
Уважаемые родители!
Тема нашего разговора - "Воспитание детей в семье". Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся неотложные дела. А детям так много хочется спросить. И вот сегодня у ребят появилась возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Мы знаем, что воспитание детей - дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли ученые, директора школ, учителя, журналисты. Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы ...Ф.И.О.
Директор: Уважаемые родители! Ваши дети учатся в 4 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Обводит родителей взглядом) Никогда! (Грозно) Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: "Тебя вызывали к доске?", "Сколько пятёрок ты получил?". Лучше спросите (меняет интонацию на мягкую доброжелательную) "Что сегодня было интересного? Что нового узнал?»
Ведущий: Слово имеет доктор медицины.... Ф.И.О.
Доктор медицины: Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Ведущий: Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть как герой стихотворения:
Ученик 1:
Спортом я не занимаюсь
Я никак не закаляюсь
Бегать, прыгать нету сил
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной
Корреспондент №1:
- Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
- Знаете ли вы друзей детей?
- Вас обижали сверстники, когда вы были маленькими? И как в этих случаях надо поступать? Давать ли сдачи?
- Есть ли семьи, где никогда не ссорятся? Как вы думаете, можно ли предотвратить ссору?
Ведущий: А сейчас мы покажем случай из жизни одной семьи.
Сценка. Действующие лица: мама, папа, сын. В комнате мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.
Сын: Папа, как начинаются войны? (Папа откладывает газету).
Папа: Вот, как сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой....
Мама: (вмешивается). Англия не может поссориться с Америкой.
Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился).
Мама: (повысив голос). Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!
Папа: (повысив голос). Ничего бредового я ему не внушал!
Мама: Если он будет слушать тебя, так ничего толкового из парня не выйдет. (Мама рассердилась и бросила в мужа клубок)
Сын: (встает между ними). Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.
Ведущий: Наш следующий вопрос - о труде. Выступает педагог-новатор… Ф.И.О.
Педагог-новатор: У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок - маленькое дело, растет ребенок - растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: "пожалуйста","если тебя не затруднит". А как обстоят дела в ваших семьях? Может быть, как в стихотворении "Взрослым".
Ученик 1:
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться.
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!
Ведущий: А знаете ли вежливые слова?
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...(спасибо)Зазеленеет снова старый пень.
Когда услышит... (добрый день)Если больше есть не в силах
Скажем маме мы ... (спасибо)Когда бранят за шалости,
Говорим "Прости"... . (пожалуйста)И во Франции и в Дании
На прощанье говорят .. .(до свидания)
Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
Сценка. "Маму не запугать"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Появляется девочка - «мама» с тяжелыми сумками, снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире.
Мама. Был на квартиру налет?
Дети. Нет.
Мама. Может быть, дом не наш?
Дети. Наш.
Мама. Может этаж, не наш?
Дети. Наш. Это приходил Сережка, поиграли мы немножко.
Мама. Значит, это не обвал?
Дети. Нет.
Мама. Слон у нас не танцевал?
Дети. Нет.
Мама.
Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем.
И порядок наведем.
Девочка-«мама» подходит к своим «детям», берет их за руки.
Дети. Да - а - а.
Кореспондент №2:
1. Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным. Как вы к этому отнесетесь?
2. Если бы вы узнали, что ваш сын- четвероклассник курит, как бы вы поступили?
3. Получали ли вы в детстве двойки? Как к этому относились ваши родители?
4. Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?
Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института....Ф.И.О.
Ректор: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять - общаться с друзьями, то телевизор должен "сломаться" хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой.
Ученик 2:
Я тружусь целый день,
И поверьте мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж "до упора".
Лежа книги я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой.
И с глазами ... я - слепой!
Корреспондент №3:
1. Считаете ли вы, что ваш сын или дочь могут иметь от вас тайны?
2. Считаетесь ли вы со вкусом своего ребенка при покупке одежды, приготовлении пищи?
Или он должен носить только то, что ему купят, есть то, есть то, что дают?
3. Напоминают ли ваши отношения с ребенком ваши отношения с родителями в свое время?
- Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем?
- А вас в детстве наказывали или нет? За что и как?
Ведущий: Продолжит наш разговор доктор педагогических наук..Ф.И.О.
Доктор педагогических наук: "Бить или не бить" - вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают.
А в Европе не принято даже ставить в угол.
Ведущий: Спор о наказаниях продолжат звери, которые собрались на лесной поляне на родительское собрание.
Дети в костюмах или масках животных разыгрывают сценку.
Автор.
Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.
Енот.
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса.
Ой, не говори, Енот,
Он и дома - сущий черт!
Еж.
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк.
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха.
А, скажи - ка, мне Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь.
Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос...
Сова.
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор.
Зашумела тут толпа…
Лиса.
Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь.
Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор.
Папа - заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек...
Заяц.
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор.
Протрещала тут Сорока...
Сорока.
Я в беде неодинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещать они по многу
Я ремень беру в подмогу.
Автор.
Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова...
Сова:
Я прошу вас, звери - мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор. Сказал енот.
Крот: Да, да, да!
Автор. Тут вторил Крот.
Белка: Ну, а мне...
Автор. Всплакнула Белка.
Белка.
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор.
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и не битье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Ведущий: Вот такая история произошла на лесной поляне. А мы продолжаем задавать свои вопросы.
Корреспондент №4:
1. Извиняетесь ли вы перед ребенком, если поступили несправедливо; наказали его зря, подозревали в нем-то или лишили удовольствия?
2. Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запрещаете?
3. Могут ли сын или дочь в споре переубедить вас? Случается ли, что вы смягчаете свое первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо.
Ведущий: Познакомьтесь, перед вами внештатный корреспондент журнала "Здоровье". Ф.И.О.
Корреспондент журнала «Здоровье»:
Вообще-то моя специальность - психотерапевт. Я занимаюсь всякими там аномальными явлениями. Вы устали? Тяжелый случай.
Это просто ваши нервы расшатались. Ой, какие тонюсенькие стали... (Вытягивает нитки).
Они уже никуда не годятся. Я лучше новые подарю - стальные. Этих нервов надолго хватит. (Тянет проволоку) А теперь смотрите мне в глаза (косит). Внимание! Представьте, что у вас слегка кружится голова (вертит головой), вам страшно... (делает "страшное" лицо) хочется улыбнуться! Ну и улыбайтесь, если хочется. Улыбка еще никому не вредила. Напротив, улыбка всегда выручит вас в трудную минуту. Улыбка поможет вам в общении с людьми.
Дети разыгрывают сценку. На середину класса выходят две ученицы -"мать" и "дочь".
Автор: Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать. Мать (рассматривает тетрадь, тычет в нее пальцем, говорит сердито)
Ты что, дурная совсем! Не знаешь, как пишется это слово? У тебя, что мозгов нет ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно, писать!
Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не позволяет ей и рта раскрыть. Затем берет ее за руку и уводит.
Сценка. Два ученика – «отец» и «сын-игрушка»
Мальчик:
Ты что принес сегодня ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так... Это что? Откуда двойка?
Ах, у тебя списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, это двойка с Зойкой на двоих?
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь разводишь какофонию.
О господи! Я сдам тебя в колонию!
Ведущий: Очень хотелось бы, чтобы таких диалогов не было. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
Корреспондент №5:
1. Как ласково вас называли в детстве ваши родители? Как вы ласково называете своего ребенка?
2. Была ли у вас в детстве любимая игрушка? Какая?
3. Какой праздник в детстве вам нравился больше всего?
4. Поверьте на минутку, что вы -добрая фея или волшебник. Что бы вы сделали для своего ребенка?
5. Какие у вас есть пожелания всем семьям?
Ведущий: Средневековый поэт Себастьян Брант:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вы любите своих детей. Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от их поведения? Ваше поведение должно говорить ребенку "Я люблю тебя таким, какой ты есть".
Дети читают подборку стихов.
- Дети - это взгляды глазок боязливых
- Ножек шаловливых по паркету стук.
- Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
- Целый мир гипотез радостных наук
- Вечный беспорядок в золоте колечек,
- Ласковых словечек шепот в полутьме,
- Мирные картинки птичек и овечек.
- Что в уютной детской дремлют на стене.
- Дети - это вечер, вечер на диване,
- Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
- Мерный голос сказки о царе Салтане,
- О русалках - сестрах сказочных морей.
- Дети - это отдых, миг покоя краткий,
- Богу в кроватке трепетный обет
- Дети - это мира нежные загадки,
- И в самих загадках кроется ответ.
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать».
В заключении собрания предлагаю родителям методику «Неоконченных предложений», к первой части фразы ищут продолжение. В результате получаются заповеди педагогики
Заповеди педагогики.
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить в чувстве вины.
5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.