Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 6 класса разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577
и на основании
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Хотьковская СОШ» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Приказ № 111/1 от 29.08.2018 г.)
- Положения о рабочей программе МОУ «Хотьковская СОШ» (Приказ № 81 от 05.06.2017 г.);
- на основе авторской программы «Немецкий язык». (авторы М.М.Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко.), без изменений
- Преподавание ведется по учебнику «Горизонты» М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман, М.Эбранкова (М.: Просвещение, 2011)
- Исходя из учебного плана школы, на программу внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» в 2018 - 2019 учебном году отведено 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательный немецкий»
Работа по программе немецкого языка в 6 классе призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- обучение смысловому чтению;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирование и регуляцию своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты
Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение
Диалогическая речь
Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации: Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
- начать, поддержать и закончить разговор;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- выразить благодарность;
- вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
- запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
- целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.
Речевые умения при ведении диалога - обмена мнениями:
- выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
- высказать одобрение/неодобрение;
- выразить сомнение;
- выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
- выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Объем диалогов в 6 классе - не менее 5 реплик со стороны каждого учащегося. При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.
Монологическая речь
Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.
Объем монологического высказывания в 6 классе - не менее 7 предложений.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:
- прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
- игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста в 6 классах - до 1-2 минут.
Чтение
Предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно- популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
- изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Объем текста в 6 классе - не менее 400-500 слов.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
- делать выписки из текста;
- писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объёмом до 30-40 слов, включая написание адреса);
- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
- писать личное письмо по образцу (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета.
Объём личного письма в 6 классе - 50-80 слов, включая адрес.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка.
Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
-
ударение в предложении, интонация вопросит. предложения, словарное ударение;
- гласная (краткая/долгая);
- Ich- и Ach-Laut; произношение -ng.
Лексическая сторона речи
Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения.
Развитие навыков распознавания лексических единиц (наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру страны изучаемого языка) и употребление в речи.
Расширение потенциального словаря за счёт овладения новыми словообразовательными средствами.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно).
-
предлоги в дательном падеже;
- модальные глаголы muessen, wollen;
- повелительное наклонение; местоимения в винительном падеже; предложения с союзом deshalb; прошедшее время - претеритум; прошедшее время - перфект;
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Содержание программы внеурочной деятельности (34 часа)
Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой программы, представленной в 6 классе:
Предметное содержание речи
Mein Zuhause/ Мой дом. (5 ч) |
Введение в тему. Знакомство с лексикой. |
Ситуация «Моя комната» |
Обучение диалогической речи в ситуации «Моя комната. Уборка.» |
Предлоги с двойным управлением. |
Проект «Моя комната» |
Das schmeckt gut/ Это вкусно (5 ч) |
Знакомство с темой Это вкусно . Введение лексики по теме. |
Неопределенно-личное местоимение man. |
Блюда немецкой кухни. |
Заказ в кафе. |
Проект «Еда России и Германии» |
Meine Freizeit/ Моё свободное время. (5 ч) |
Знакомство с лексикой по теме «Свободное время». |
Беседа о вариантах проведения свободного времени. |
Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. |
Интервью |
Проект «Мое хобби» |
Das sieht gut aus/ Смотрится отлично (4ч) |
Введение лексики по теме «Внешность. Характер». |
Обучение трём видам чтения |
Рассказ о своей подруге (друге). |
Модальные глаголы. |
Partys/ Вечеринки. (5 ч) |
Вечеринка. Введение лексики по теме. |
Простое прошедшее время. |
Монологическая речь в ситуации «Подготовка к вечеринке». |
Учимся поздравлять с праздником. |
Проект «Вечеринка» |
Meine Stadt/ Мой город. (5 ч) |
Знакомство с лексикой по теме «Мой город». |
Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. |
Интервью «Как пройти» |
Экскурсия по городу. |
Проект «Мой город» |
Ferien/Каникулы. (5 ч) |
Введение лексики по теме «Каникулы» |
Рассказ о своих занятиях на каникулах. |
Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Подведение итогов года |
31 |
2 |
Рассказ о своих занятиях на каникулах. |
29.04.-30.04 |
|
32 |
3 |
Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному |
06.05.-08.05 |
|
33 |
4 |
Обобщение и систематизация изученного материала |
13.05.-17.05 |
|
34 |
5 |
Подведение итогов года |
20.05.-24.05 |
|
Итого часов |
34 |