Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка. Календарно-тематическое планирование. Немецкий язык. 6-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 6

Ключевые слова: немецкий язык


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 6 класса разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577
и на основании

  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Хотьковская СОШ» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Приказ № 111/1 от 29.08.2018 г.)
  • Положения о рабочей программе МОУ «Хотьковская СОШ» (Приказ № 81 от 05.06.2017 г.);
  • на основе авторской программы «Немецкий язык». (авторы М.М.Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко.), без изменений
  • Преподавание ведется по учебнику «Горизонты» М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман, М.Эбранкова (М.: Просвещение, 2011)
  • Исходя из учебного плана школы, на программу внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» в 2018 - 2019 учебном году отведено 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательный немецкий»

Работа по программе немецкого языка в 6 классе призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • обучение смысловому чтению;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирование и регуляцию своей деятельности;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Планируемые предметные результаты

Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорение

Диалогическая речь

Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации: Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:

  • начать, поддержать и закончить разговор;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
  • выразить благодарность;
  • вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

  • запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
  • целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».

Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:

  • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
  • дать совет и принять/не принять его;
  • пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
  • сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.

Речевые умения при ведении диалога - обмена мнениями:

  • выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
  • высказать одобрение/неодобрение;
  • выразить сомнение;
  • выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
  • выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.

Объем диалогов в 6 классе - не менее 5 реплик со стороны каждого учащегося. При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

Монологическая речь

Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:

  • кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
  • передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
  • делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
  • выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.

Объем монологического высказывания в 6 классе - не менее 7 предложений.

Аудирование

Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:

  • прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • выбирать главные факты, опуская второстепенные;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста в 6 классах - до 1-2 минут.

Чтение

Предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно- популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

  • ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
  • изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
  • просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Объем текста в 6 классе - не менее 400-500 слов.

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

  • делать выписки из текста;
  • писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объёмом до 30-40 слов, включая написание адреса);
  • заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
  • писать личное письмо по образцу (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета.

Объём личного письма в 6 классе - 50-80 слов, включая адрес.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка.

Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

    ударение в предложении, интонация вопросит. предложения, словарное ударение;
  • гласная (краткая/долгая);
  • Ich- и Ach-Laut; произношение -ng.

Лексическая сторона речи

Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения.

Развитие навыков распознавания лексических единиц (наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру страны изучаемого языка) и употребление в речи.

Расширение потенциального словаря за счёт овладения новыми словообразовательными средствами.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно).

    предлоги в дательном падеже;
  • модальные глаголы muessen, wollen;
  • повелительное наклонение; местоимения в винительном падеже; предложения с союзом deshalb; прошедшее время - претеритум; прошедшее время - перфект;

Социокультурная компетенция:

  • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
  • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
  • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
  • понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.

Компенсаторная компетенция:

  • умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Содержание программы внеурочной деятельности (34 часа)

Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой программы, представленной в 6 классе:

Предметное содержание речи

Mein Zuhause/ Мой дом. (5 ч)

Введение в тему. Знакомство с лексикой.

Ситуация «Моя комната»

Обучение диалогической речи в ситуации «Моя комната. Уборка.»

Предлоги с двойным управлением.

Проект «Моя комната»

Das schmeckt gut/ Это вкусно (5 ч)

Знакомство с темой Это вкусно . Введение лексики по теме.

Неопределенно-личное местоимение man.

Блюда немецкой кухни.

Заказ в кафе.

Проект «Еда России и Германии»

Meine Freizeit/ Моё свободное время. (5 ч)

Знакомство с лексикой по теме «Свободное время».

Беседа о вариантах проведения свободного времени.

Активизация речевых образцов в устной и письменной речи.

Интервью

Проект «Мое хобби»

Das sieht gut aus/ Смотрится отлично (4ч)

Введение лексики по теме «Внешность. Характер».

Обучение трём видам чтения

Рассказ о своей подруге (друге).

Модальные глаголы.

Partys/ Вечеринки. (5 ч)

Вечеринка. Введение лексики по теме.

Простое прошедшее время.

Монологическая речь в ситуации «Подготовка к вечеринке».

Учимся поздравлять с праздником.

Проект «Вечеринка»

Meine Stadt/ Мой город. (5 ч)

Знакомство с лексикой по теме «Мой город».

Активизация речевых образцов в устной и письменной речи.

Интервью «Как пройти»

Экскурсия по городу.

Проект «Мой город»

Ferien/Каникулы. (5 ч)

Введение лексики по теме «Каникулы»

Рассказ о своих занятиях на каникулах.

Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному

Обобщение и систематизация изученного материала

Подведение итогов года


31

2

Рассказ о своих занятиях на каникулах.

29.04.-30.04

32

3

Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному

06.05.-08.05

33

4

Обобщение и систематизация изученного материала

13.05.-17.05

34

5

Подведение итогов года

20.05.-24.05

Итого часов

34

Приложение

Презентация