Цель: создание эмоционально – комфортной среды для решения педагогических задач по двигательному развитию детей средствами физического воспитания.
Задачи:
- Содействовать обеспечению благоприятного режима организации жизнедеятельности детей.
- Содействовать обеспечению самореализации умений и навыков детей в самостоятельной двигательной деятельности.
- Способствовать расширению и обогащению двигательного опыта детей.
Направления реализации:
- организованная образовательная деятельность;
- досуговые мероприятия;
- соревновательная деятельность;
- мероприятия с привлечением родителей в активный двигательный процесс.
Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта. Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные «задачи».
Главным содержанием физкультурных занятий должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения. Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка – языка движений. Язык движений обладает невероятно богатыми возможностями. Он открывает ребенку объемность мира общения, в котором возможен перевод значений одного языка на другой. К примеру, словесное (вербальное) выражение некоторого сообщения может обогащаться, уточняться за счет движений. Точно также, через язык движений, детям может открываться музыка. Ведь ритмическое движение (прообраз) танца и воспроизводимый шумовыми инструментами ритм предшествовали появлению собственно мелодии, музыке как таковой в истории развития человечества. Образно-двигательные игры с элементами импровизации, подвижные игры с элементами импровизации, подвижные игры на сюжетной основе, открывающие возможности перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой игрой, должны быть основой физкультурных занятий для дошкольников.
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь способствуют изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. Физкультура способствует развитию самопознания. Именно это способствует успешному развитию личности ребенка, его социальной адаптации. Также важно то, что уже в сравнительно раннем возрасте с помощью физического воспитания формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к отказу от агрессивного поведения и готовность к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я, формируется чувство уверенности в себе, психической устойчивости. Движение – это здоровье, развитие, радость.
Работа по развитию двигательной активности, прежде всего, должна охватывать семью. Известно, одним из условий психологического комфорта ребенка является единство требований, предъявляемых к нему в детском саду и семье. Развитие двигательной активности подразумевает создание таких условий, которые помогут ребенку пережить «мышечную радость», при этом такие условия должны быть созданы и в детском саду, и в семье. В семье – путем соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и в занятия спортом (санки, лыжи, плавание и т.д.). А в детском саду – создание всех необходимых условий для полноценной жизни, на физкультурных занятиях, во время праздников, досугов, подвижных игр. Главная роль в физическом развитии ребенка, особенно раннего возраста все-таки принадлежит семье. Родители имеют возможность развивать ребенка, исходя из его индивидуальных личностных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой.
Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, эффективное лечебное средство. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость в ритмических занятиях. Если вывести это формулой, то получится:
Движение + Движение = Основа основ |
||
Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. |
Важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности. |
Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. |
Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей необходимо учить разным действиям с игрушками и пособиями по физической культуре, выбирать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, лазание. Важно искать сочетание разных пособий и движений, не допускать их однообразия.
Двигательная активность зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию. Это помогает воспитателям и инструкторам формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.
И главное! Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками специальных занятий. Правильная организация самостоятельной двигательной активности – неотъемлемая часть физкультурно – оздоровительной работы.
При этом нужно соблюдать следующие принципы:
- Дети должны иметь достаточно времени для самостоятельной двигательной активности.
- Помещение или площадка должны быть просторными для движений, игр.
- Необходимо использовать в работе стандартное и нестандартное оборудование с учетом техники безопасности.
- Всю работу проводить в тесном контакте с семьей.
Важно, чтобы ребенок научился использовать игровые приемы не только в упражнениях, но и в постоянно меняющихся условиях подвижной игры. Это дает возможность ребенку на основе приобретенного опыта самому решать игровые задачи при строгом соблюдении правил и выполнении действий по команде.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Список литературы:
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М: Просвещение, 1998.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.:ВЛАДОС, 2001.
- К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном возрасте: Пособие для Гордова Н.А. инструкторов физической культуры и воспитателей. – М.:
Просвещение, 2004. - Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.