Все диктанты рассчитаны на тренировку грамотности, но для достижения желаемого результата не всегда хватает «стандартных» работ. Для того, чтобы контрольный диктант действительно был написан хорошо, применяется ряд тренировочных и предупредительных диктантов, с похожими орфограммами, которые позволяют ученику лучше запомнить материал.
Все диктанты можно разделить на три вида:
- тренировочный диктант (главная задача таких диктантов - научить),
- предупредительный диктант (задача - помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
- контрольный диктант (задача - проверка и навыков знаний для оценки).
Что же такое диктант с домашней подготовкой и как его проводить?
Это вид тренировочных и предупредительных диктантов, при котором упор делается на разбор «ошибкоопасных» орфограмм и пунктограмм, а также на зрительную память ученика. Этот метод использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5».
Виды диктантов с домашней подготовкой:
Рулетка
- На дом дети получают несколько небольших текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку.
- Дается несколько предложений, некоторые из которых будут продиктованы в начале следующего урока.
Результат от такой работы сразу заметен. У слабых учеников есть возможность получить положительные отметки, они не испугаются такого задания «потому что все равно ничего не смогу выучить», а будут готовиться. Даже если некоторые «вызубрят» эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов, а многие поймут и объяснение.
Почемучка
- Диктанты с орфографическим чтением
- Объяснительный диктант
Такие диктанты должны проводиться не реже раза в неделю. Они могут быть организованы и как постоянная «пятиминутка» в начале каждого урока. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.
Начать можно со словарных слов и словосочетаний, затем перейти к диктовке фраз и предложений.
Как только обучающиеся перестают делать ошибки на этом этапе, можно диктовать длинные предложения, а затем и текстовые диктанты. Устное объяснение выбора букв и знаков препинания необходимо, так как даже зная правило, ученик не всегда его применяет.