Диктант с предварительной домашней подготовкой

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Все диктанты рассчитаны на тренировку грамотности, но для достижения желаемого результата не всегда хватает «стандартных» работ. Для того, чтобы контрольный диктант действительно был написан хорошо, применяется ряд тренировочных и предупредительных диктантов, с похожими орфограммами, которые позволяют ученику лучше запомнить материал.

Все диктанты можно разделить на три вида:

  • тренировочный диктант (главная задача таких диктантов - научить),
  • предупредительный диктант (задача - помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
  • контрольный диктант (задача - проверка и навыков знаний для оценки).

Что же такое диктант с домашней подготовкой и как его проводить?

Это вид тренировочных и предупредительных диктантов, при котором упор делается на разбор «ошибкоопасных» орфограмм и пунктограмм, а также на зрительную память ученика. Этот метод использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5».

Виды диктантов с домашней подготовкой:

Рулетка

  1. На дом дети получают несколько небольших текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку.
  2. Дается несколько предложений, некоторые из которых будут продиктованы в начале следующего урока.

Результат от такой работы сразу заметен. У слабых учеников есть возможность получить положительные отметки, они не испугаются такого задания «потому что все равно ничего не смогу выучить», а будут готовиться. Даже если некоторые «вызубрят» эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов, а многие поймут и объяснение.

Почемучка

  • Диктанты с орфографическим чтением
  • Объяснительный диктант

Такие диктанты должны проводиться не реже раза в неделю. Они могут быть организованы и как постоянная «пятиминутка» в начале каждого урока. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.

Начать можно со словарных слов и словосочетаний, затем перейти к диктовке фраз и предложений.

Как только обучающиеся перестают делать ошибки на этом этапе, можно диктовать длинные предложения, а затем и текстовые диктанты. Устное объяснение выбора букв и знаков препинания необходимо, так как даже зная правило, ученик не всегда его применяет.