Конспект внеурочного занятия на тему "Это было в старину"

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 3

Ключевые слова: единицы измерения длины


Тип внеурочного занятия: комбинированный.

Цель: создание условий для расширения представлений о единицах измерения длины и применение в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей со старинными русскими мерами (единицами измерения) длины массы, с историей их происхождения;
  • научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины и массы в современные;
  • расширить знания по математике.

Развивающая: развивать логическое мышление детей, расширить кругозор детей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к истории Родины.

Оборудование: компьютер, таблица «Старинные русские меры длины», презентация, раздаточный материал ученикам, видеоролик, раздаточный материал для рефлексии.

Этапы

Характеристика учебного процесса

1.Организационный момент

Учитель

Ученик

- Здравствуйте, ребята.
- Смекай, считай, отгадывай.
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи,
Будет трудно – не пищи!

 

2. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня у нас интересная тема занятия. Какая же это тема, вы узнаете чуть позже, а пока разомнемся и решим несколько логических задач.

1 задача
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?
Ответ: Карандаш. Слайд 1

 

 

 

- Карандаш

  2 задача
Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят десять лимонов?
Ответ: 10 рублей.  Слайд 2
- 10 рублей
  3 задача
За книгу заплатили один рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Ответ: 2 рубля.  Слайд 3
- 2 рубля
  4 задача
Стоят двое. Один смотрит на юг, другой на север.
Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы, не употребляя зеркал или каких – либо приспособлений?
Ответ: Они стоят лицом друг к другу. Слайд 4
- Они стоят лицом друг к другу
 

5 задача
В понедельник Аня решила задачу, во вторник – две задачи, в среду – три и так далее. Сколько задач она решила в воскресенье?
Ответ: 7. Слайд 5

- Молодцы! Мы справились с этими задачами!

-7

3. Основная часть

1 этап. Введение в тему
- А теперь послушайте стихотворение

Меры длины
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так :
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр...
- А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь
- О чем это стихотворение?
- Ребята, скажите, какие вы уже знаете меры длины?
Этими мерами мы пользуемся для измерения длины. А знаете ли вы, что эти единицы появились не так давно? Слайд 6
- Людям издавна приходилось измерять расстояния, использовать точные размеры при строительстве и т.п.
- Как измеряли раньше?
-Какими пользовались единицами?
- Кто сформулирует тему нашего занятия?
- Верно. Тема нашего занятия: «Это было в старину», то есть мы сегодня познакомимся со старинными мерами длины.
- Как вы думаете, какую мы поставим цель?
- Верно.
- Наше занятие пройдет под девизом: «Наука начинается там, где начинают измерять». Слайд 7
- Как вы понимаете, что обозначают эти слова?
- Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда «носит» их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Рассмотрим наиболее распространенные старинные меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.
2 этап. Старинные меры длины
- Перст - (Слайд 8.рассказывает ученик)
старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка». Длина этого органа 24 - 25 см (2 см по 12 перст - 24см).
- Вершок (Слайд 9, рассказывает ученик)
- старинная русская мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего).
- Пядь, пядень (или четверть) (Слайд 10, рассказывает ученик)
- одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см. Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.
- Локоть (Слайд 11, рассказывает ученик) - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака  до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11 – 16 вершков.
- Аршин (Слайд 12, рассказывает ученик)
- происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
- Шаг – средняя длина человеческого шага 71 см.(Слайд 13, рассказывает ученик)
Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.
- Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. (Слайд 14)
Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 года на дуэли Дантес стрелял в А. С. Пушкина и ранил его смертельно. А 10 шагов – это чуть больше 7 метров. Представляете себе такое расстояние? Можно ли у нас в классе отмерить 10 шагов?
- А в 1841 году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М. Ю. Лермонтова. Как вы думаете, 15 шагов – какое расстояние? 15 шагов равны 10 с небольшим метрам. Это тоже совсем близко.
- А вы знаете, что шаг как мера длины используется и в настоящее время. (Слайд 15)
Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеческих шагов. Шагомеры часто встроены в современные мобильные телефоны или в электронные часы.
- Сажень (Слайд 16,рассказывает ученик)
– происходит от слова «сягать», т.е. доставать до чего-либо.
Один сажень равен 7 футам или 3 аршинам.
- Дюйм(Слайд 17, рассказывает ученик) - палец (от голландского – «большой»). Он равен длине фаланги большого пальца. 1 дюйм = 2 см 5 мм 
- Фут (Слайд 18), рассказывает ученик) (англ. foot буквально - ступня)
- единица длины русской системы мер, отмененной чуть менее ста лет назад. 1фут = 30 см 5 мм
- Ярд (англ. yard) (Слайд 19,рассказывает ученик)
- единица длины в английской системе мер. 1 ярд = 91 см 4 мм .Эта единица длины, появилась почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
- Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер. Метрическая система мер была разработана во Франции в 18 в., в России допущена в 19 в. законом, разработанным Д.И. Менделеевым. Основная единица длины - 1  метр (от греческого слова «метрон» - мера). Эталон метра хранится в Международном бюро мер и весов во Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

- о мерах длины
-ответы детей

 

 

-ответы детей
-ответы детей
- Меры длины

- узнаем о старинных мерах длины, будем учиться ими пользоваться, переводить

 

- ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физминутка

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
- Я вижу, вы немного устали, помочь нам отдохнуть пришел очень веселый персонаж, которого зовут Крош. Он будет выполнять зарядку, а ваша задача - повторять за ним.

Снимают статистическое напряжение

5. Продолжение основной части 3 этап. Работа с таблицей старинных чисел
- Ребята, посмотрите на слайд. Слайд 20.Это таблица старинных русских мер длины.
- Подумайте, что можно измерить при помощи этих мер длины?
- Давайте при помощи этой таблицы решим старинные задачи.
- ответы детей
  (Решают у доски)
1 задача
Купец проехал на лошади 3 версты? Сколько километров в 3 верстах?
3 км
  Слайд 21
2 задача
Крестьянин измерил бревно. Оно оказалось длиной в 2 локтя. Сколько это сантиметров? Слайд 22
104 см
  3 задача
Дворянин отпилил дерево, высотой 2 аршина. Сколько это сантиметров? Слайд 23
142 см
  4 задача
Расстояние от дома крестьянина до поместья дворянина 7 верст. Сколько это километров? Слайд 24
7 км

 

5 задача
Князь приказал отмерить крестьянину длину стола. У него вышло 5 футов. Сколько это сантиметров? Слайд 25

- Мы справились с заданием. Молодцы!

150 см

6. Итог занятия

- Итак, ребята, к сожалению, наше занятие подошло к концу.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какие меры длины вы запомнили?
- Что вам понравилось больше всего?
- Мы достигли цели сегодняшнего занятия?

- Со старинными мерами длины
- ответы детей
- ответы детей
- ответы детей

7. Рефлексия

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с цифрами. Поднимите веселую цифру 5, если у вас все получилось, у вас хорошее настроение, и вы довольны собой и поднимите плаксу цифру 2, если у вас плохое настроение, что-то не получилось.