Социализация личности – это процесс приобщения индивида к социуму, усвоения индивидом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.[2,c.112]
Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.[4,c.26]
Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования. Основными тенденциями развития образования в последнее время являются соединение науки и практики, технизация и компьютеризация образования. Содержание трудовой подготовки в современной школе также претерпевает большие изменения, благодаря введению в школы страны важнейшей инвариантной составляющей базисного учебного плана - новой образовательной области «Технология», цель которой - заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере. Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.[1,c.12]
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются проектные работы. Именно работа над проектом, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах. Проектная деятельность на уроках технологии это соревновательный дух, творчество, самовыражение.
На уроках технологии, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. Для более успешной работы в данном направлении можно применять ролевые игры.
Занятия такого характера позволяют не только лучше запомнить обучающимися правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.
На уроках учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Я часто рассказываю девочкам, как правильно подобрать одежду для себя, как определить размер одежды, учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, блуз, брюк, фартуков. Получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. На уроках технологии для мальчиков на практических работах ребята работают с древесиной, изготавливают предметы быта. В дальнейшем эти навыки им пригодятся во взрослой жизни.
Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся виртуальные экскурсии на предприятия, в магазины тканей, в ателье. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствует неделя технологии в школе, выставки работ учащихся. Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей.
В последнее время широкое распространение получил проектный метод, создание интеллект-карт учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Метод ориентирует учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливает на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формирует условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования. Учитель становится помощником и созидателем: «Мы ничему не научимся у того, кто говорит: делай как я. Единственными нашими учителями являются те, кто горят «Делай со мной»[ Жиль Делез]. Предмет «Технология» такой же важный, как и все остальные предметы в школе, это предмет социализации и адаптации будущего поколения к новой экономической жизни в обществе.
Литература
- АдольфВ.А.//Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. - 2009. - № 9.
- Василькова Ю.В. //Социальная педагогика. М.: 1999.
- Климов Е.А. //Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006.
- Тыртышная, М.А./ "Как стать личностью": технология поддержки социального становления школьников // Классный руководитель. - 2009. - № 4. - Тематический раздел.